Философская лирика Пушкина

В лирике Пушкина конца 20-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:

В стихотворении “Дар напрасный, дар случайный…”, помеченном 26 мая 1828 (день рождения поэта), Пушкин пытается понять, зачем Творец наделил его сердце страстью, ум сомненьем, если жизнь “судьбою тайной… на казнь осуждена”.

“Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум”.

Поэт вспоминает “безумных лет угасшее веселье”, сравнивает прошлое и настоящее, но помнит и ценит, прежде всего, “печаль минувших дней”. Свой путь он представляет полным труда и горя. Но на этом пути главным чувством все-таки оказывается не беспросветность, а надежда: “Но не хочу, о други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. Искусство, любовь, надежда на лучшее будущее – утверждению этих ценностей посвящена “Элегия” (1830):

“Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Размышлениям о неизбежной смерти и о ценностях, которые человек может сохранить перед ее лицом, посвящена другая элегия “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829):

“Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час”.

Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям.

Бескорыстная любовь к красоте, молодости с ее радостями прозвучит в стихотворении и в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835). Большая часть элегии посвящена изображению мест, с которыми связаны у поэта воспоминания о былом: ” вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей”, “вот холм лесистый, над которым часто я сиживал”, вот три сосны – “они все те же…” – грусть об уходящей жизни, невеселые мысли о необратимых переменах, приближающих поэта к роковому пределу.Но вдруг он замечает, что под соснами, около их устарелых корней, “младая роща разрослась”. И грустные чувства, скользившие к унынию, внезапно преображаются:

“Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет”.

За два месяца до смерти создает Пушкин стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…“, которое входит в так называемый “каменноостровский цикл” (стихи, написанные летом 1836 года на даче на Каменном острове: “Мирская власть”, “Не дорого ценю я громкие права…” (Из Пиндемонти), молитва “Отцы пустынники и жены непорочны…”, “Когда за городом, задумчив, я брожу…”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”). Здесь подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Такой путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он простился с романтическим мировосприятием, с “безумными летами”, пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, пришел к пониманию того, что есть “самостоянье человека”, в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.

Принципы отображения основных мотивов лирики Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения тем дружбы, любви, свободы, назначения поэзии, родины, смысла бытия и других.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>




© 2018 Инфошкола