0
(0)

Героико-патриотическая тема стала ведущей в лирике Маяковского в постоктябрьский период («Ода революции», «Левый марш», «Поэт рабочий», «По­следняя страничка гражданской войны», «Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.)

«Левый марш» (1918) — стихотворение, написанное специально для выступления в Матросском театре перед солдатами и матросами, одно из самых популярных произведений Маяковского начала 20-х годов. Это была поэзия восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой…». Главной в сти­хотворении становится тема единения лирического героя с народом, с массами. Автор соизмеряет револю­ционные события с всемирными историческими и биб­лейскими событиями:

Довольно жить законом,

Данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!..

В поисках новых форм агитационного искусства Маяковский обращается к интонациям патетического марша, в котором слышен голос человека нового мира, призывающего крепить «у мира на горле //пролетари­ата пальцы!» Решая задачи нового искусства, поэт включает в это произведение неологизмы (леевой, синеблузые), использует возможности синтаксиса (упро­щённые формы словосочетаний), «плакатного» слова.

Однако в душе поэта-трибуна по-прежнему живы любовь и сострадание ко всему живому, об этом говорит стихотворение «Хорошее отношение к лоша­дям» (1918). В этом стихотворении вновь появляется лирический герой, знакомый по ранним произведени­ям Маяковского,— он одинок в толпе зевак, собрав­шихся на Кузнецком (« Смеялся Кузнецкий. // Лишь один я //голос свой не вмешивал в вой ему») «погла­зеть» на упавшую лошадь. Боль живого существа не дано чувствовать прохожим, её чувствует только ли­рический герой, ведь «все мы немножко лошади, // каждый из нас по-своему лошадь». Используя воз­можности акцентного стиха, ритма, звукописи («Били копыта. // Пели будто: // Гриб. // Грабь. // Гроб. // Груб…»), поэт передаёт настроение того времени, его характер. Смысловая формула стихотворения заклю­чена в жизнеутверждающей концовке:

…лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула и пошла».

Пришла весёлая,

стада в стойло.

И всё ей казалось —

Она жеребёнок,

И стоило жить,

И работать стоило.

В этих словах выражена вера поэта в победу доб­рых чувств в людях и в целом мире, что позволяет ему с большим оптимизмом жить и писать стихи.

0 / 5. 0

.