Горечь и сладость человеческой жизни в изображении Бунина и Куприна.

Мир героев в рассказах Куприна очень разнообразен. Куприн прожил яркую жизнь –  он был и военным, и конторщиком, и актёром бродячей церковной труппы. Писателя очень занимают человеческие судьбы — чаще всего это судьбы людей неудачливых.  Писатель относится к своим внешне незаметным и невезучим героям с теплотой.  Он очень ярко и чётко описывает человеческие переживания. Главной темой  его произведений является чувство  любви. («Гранатовый браслет», «Ольга»).

Бунин же наоборот был писателем сложным. Его рассказы на первый взгляд очень занимательные и простые, содержат сюжет, заставляющий читателя размышлять над прочитанными строками  («Господин из Сан-Франциско»).  Он так же восхвалял любовь, как самое прекрасное и чистое, что может озарить жизнь человека.

«Я хочу говорить о печали» – писал Иван Алексеевич Бунин. Горечью пронизаны все его произведения. В его представлении мир – это бездна, трясина, пучина. Человеческая жизнь рядом с этой бездной просто ничтожна. Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско»  напоминает притчу.

При кажущейся простоте, рассказ  имеет скрытый смысл, в основном он заложен в символике. Богатый пятидесятивосьмилетний американец, имени которого «никто не запомнил», «на роскошном, ярко освещённом пароходе отправляется в Италию. Не получив от поездки ожидаемого удовольствия, он умирает. Его смерть мучительна и безобразна; американец здесь впервые вызывает сострадание и жалость. Не менее безобразно и отвратительно всеобщее лицемерие, царящее в этом мире. Даже влюблённая пара, так красиво танцующая в салоне корабля, оказывается нанятой за деньги.  От всего этого в мире веет горечью, всё фальшиво: и веселье, и слава, и богатство.

«Жизнь – скучный день в грязном кабаке, не более…» — говорит капитан во «Снах Чанга».  В этом рассказе, так же как и в «Господине из Сан-Франциско» действие разворачивается по соседству с бездной. Собака, подобно хозяину, страдает, мучается и гибнет. Весь рассказ пронизан горечью и тоской по незримому, высшему Хозяину, к которому ушёл капитан и которого в предсмертном восторге видит старый Чанг.

Но в творчестве Бунина слышны и радостные, счастливые, тёплые созвучия. «Всякая любовь — великое счастье», — говорит Бунин, то есть, по его мнению, сладость жизни заключается в любви.

Ярким примером такой любви – Надежда из рассказа «тёмные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему её.  Влюблённые не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до её высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которою…имела». Возможно, Надежда несчастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, столько радости и счастья оно принесло, что забыть о нём невозможно. То есть любовь для главной героини – счастье.

Мне кажется, у Куприна и у Бунина мнения о горечи и о сладости схожи. Только у Куприна чувство горечи более «завуалировано», нежели у Бунина. В его произведениях нет такой бездны, которая вот-вот поглотит весь мир, и фальшь у людей не так бросается в глаза. «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…» — именно такими словами представляет нам автор главную героиню произведения. Стоит задуматься, а была ли у неё вообще любовь, по-моему, нет. «Возьмите…нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?  Тот сначала долго молчал, а потом «протянул неохотно: «Ну, хорошо…скажем – исключение…» Таким образом, мы видим, что герои живут, руководствуясь выгодой, а не чувствами. А та неподдельная любовь, о которой Куприн говорит в лице Аносова: «сильная как смерть…для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость», становится у них поводом для насмешек и причиной для угроз. Мне кажется, именно в этой людской честности и неспособности любить по-настоящему видит писатель горечь человеческой жизни…

А сладость человеческой жизни, как у Куприна, так и Бунина – любовь.  В «гранатовом браслете» главный герой кончает жизнь самоубийством, и толкает его на это поступок неразделённая любовь к княгине Вере. Можно было бы предположить,что эта любовь принесла ему лишь страдания. Однако, это не так. Любовь его погубила, но разве можно говорить о том. Что она была несчастной для Желткова? По  моему мнению, нельзя. Умирал Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь всё-таки была в его жизни, что она грела его душу. Об этом свидетельствует выражение его лица: «Глубокая важность была в его глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…».  Для героя любовь, хотя  была не взаимна, но она  была единственным счастье для него, сладостью жизни.

Мнения Бунина и Куприна по поводу горечи и сладости человеческой жизни во многом похожи. Для обоих писателей сладостью жизни,  счастьем  является любовь, ломающая все преграды на своём пути и побеждающая  неискренность и фальшивость людских отношений.

Горечь и сладость связаны друг с другом и невозможны друг без друга. Каждый человек в своей жизни неизбежно встречался и с тем и с другим. И только ощутив горечь жизни, можно понять и её сладость.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола