5
(1)

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ 

В стихотворении Пушкина «Вновь я посетил»нет разбивки на строфы. Условно его можно разделить на три части.
Часть 1
Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточении два года. С тех пор минуло десять лет (столько времени прошло после восстания декабристов). В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону:
Уж десять лет ушло с тех пор — много
Переменилось в жизни для меня …
Часть 2
Поэт видит «опальный домик», где некогда жил с няней. Он грустит о «бедной няне», называя её ласково старушкой:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…
Часть 3
Перед читателем предстаёт среднерусский пейзаж. Сидя на холме, поэт сравнивает озеро с южным морем, где был ещё недавно так счастлив:
… сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…

Поэт встречает на своём пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Этими образами А. С. Пушкин подчёркивает неизменность природы, он убеждён, что природа прекрасна и гармонична.

Вот строчки об озере:

Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко.

Однако замечает поэт и изменения:

Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …

Звучит гимн новой жизни. Пушкин освобождается от грусти и приветствует новые ростки, а в их образе и молодое поколение:
здравствуй, племя младое, незнакомое.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: жизнь и смерть, человек и природа.
⦁ Идея: связь человека с природой, связь поколений, эпох человеческой жизни.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: опальный домик, холм лесистый, нив златых, неведомые воды, унылый невод, зелёная семья, знакомый шорох.
⦁ Олицетворения и сравнения: кусты теснятся, как дети; стоит угрюмый товарищ,  как старый холостяк (о дереве).
⦁ Аллитерация: шум трёх сосен передаётся повторением звука «ш»: «шумом шорох их вершин». Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне:
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых:
⦁ Разговорная лексика: вечор, ворочая, сиживал.
⦁ Лексика высокого стиля: объемлет, сенью, мрак.
⦁ Славянизмы: златых. брегам, главу, младая.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последнего приезда Пушкина в село Михайловское. Здесь прошло детство поэта, здесь он провёл два года ссылки.

Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее поэта событие: полиция распечатала его письмо к жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную духовную независимость.

Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с природой.

Он даже принимает решение поселиться в Михайловском. Но этому не было суждено сбыться -менее чем через полтора года Александр Пушкин погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту: вернуться в Михайловекое и провести там остаток своей жизни.

Начнём анализ стихотворения с его формы. Пушкин обратился здесь к белому стиху, выдерживая классический пятистопный ямб.

Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передаёт интонацию элегического раздумья. К тому же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма и на выразительность каждого слова — поэтому интересно
обратить внимание на средства поэтической выразительности.

Отточием перед самой первой строкой поэт как бы впускает читателя в продолжение каких-то своих глубоких размышлений. В выборе почти каждого слова угадывается или особый образ, или нужная
поэту краска: например, уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость Пушкина к Михайловскому, слово изгнанник точно определяет положение ссыльного поэта.

В выражении «минувшее меня объемлет живо» тоже есть глубокий смысл: объемлет — значит охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
будто всё происходило лишь вчера.

Автор использует и разговорную лексику (вечор, ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень, мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая), но вся эта разнообразная лексика органически сплавлена в единое целое. В стихотворении можно найти интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.

Поэт использует инверсию (нивы златые, пажити зелёные). Инверсия — один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста.

Автор часто использует приём переноса части фразы с одной строки на другую:

Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных …

Такой перенос даёт возможность почувствовать нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая рамками стихосложения.

В стихотворении используется аллитерация (синея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох их вершин … ) передают шум и шелест ветвей в «младой роще».

Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Стихотворение делится на три смысловые части: приезд в Михайловское, описание природы, обращение к потомкам. От мыслей о незабвенном уголке, в который он возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях, которым суждено воспринять и почувствовать всю
полноту земного бытия.

В стихотворении изображены реальные пейзажи Михайловского — любимые места поэта. Первая часть посвящена ностальгическим воспоминаниям — поэт говорит о том, что многое переменилось и он, «покорный общему закону», переменился тоже.

«Общий закон» — это вечное обновление жизни. Но перемены лирического героя объясняются только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
убеждают последние строки экспозиции:

И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Во второй части стихотворения лирический герой упоминает «опальный домик», Арину Родионовну и своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина всегда был очень дорог. С няней были связаны не только тёплые воспоминания; поэт всегда противопоставлял её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте людей светского общества.

Вместе с воспоминанием о няне вводится ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме лирический герой вернётся в финале, когда выразит свою надежду на то, что внук непременно вспомнит о нём.

Точно и подробно Пушкин рисует пейзаж Михайловского — тот самый вид, который открывается с лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
стихотворения «Деревня».

Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница.

Центральное место отведено описанию трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шумом своих вершин они некогда приветствовали его. 3а прошедшие годы про изошли разительные перемены:

… около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …

Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и метафорам. В основе образа — зелёная семья, так названа лирическим героем молодая поросль. Кусты теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства.

Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей рощицы олицетворяет движение жизни, вечное обновление и, конечно, веру поэта в будущее.

Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он приветствует молодых людей, которые придут ему на смену.

Мысль о внуке, который услышит приветливый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой порослью, говорит о торжестве жизни и смене поколений. Эта идея вечного обновления природы, идея бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень важная философская мысль стихотворения.

И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.

Стихотворение « … Вновь я посетил … » часто называют своеобразным прощанием Пушкина с родными местами и подведением жизненных итогов. Но в нём нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению лёгкость, возвышенность и романтичность.

Можно сказать, что в этом замечательном стихотворении собраны все самые главные мотивы пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему земному, и свет лая грусть от сознания быстротечности жизни, и мудрая вера в смену поколений, которая всегда будет торжествовать над временем, разрушением и тленом.

5 / 5. 1

.