5
(1)

Рассказ «Гранатовый браслет» (1911). В этом рассказе тема любви истолкована в музыкальном ключе. Исходной точкой замысла рассказа послужила, по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена. А. И. Куприн выбирает для своего рассказа необычный эпиграф — название музыкального произведения, точнее одной из его частей: второй части 11 сонаты Бетховена Аппассионаты. Здесь Куприн как бы соотносит структуру сонаты со структурой рассказа и старается вызвать в читателе определенное музыкальное настроение. Это как бы знак того, что литературное произведение строится по музыкальным законам. Как и в музыкальном произведении, в «Гранатовом браслете» на протяжении 13-ти глав есть чередование ритмов и темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, своего рода «центральный аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы. Начинается рассказ с пространного пейзажа, выступающего в функции обрамления: пейзаж дает началу произведения спокойный, медленный ритм, являясь экспозицией и предвосхищая будущие события.

Пейзажные зарисовки. в рассказе выполняют и другие функции: характеризуют внутренний мир героев, выражают отношение автора к своим героям. Далее ритм убыстряется. К главной героине Вере Шеиной на именины съезжаются гости: ее сестра Анна, муж Василий Львович, его сестра Людмила Львовна, знаменитая пианистка Женни Рейтер, генеерал Аносов.

А. И. Куприн дает выразительный портрет главной героини: «Вера была строго проста, со
всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Портрет Веры противопоставлен портрету ее сестры Анны, импульсивно  энергичной непредсказуемой.

Портрет у Куприна всегда психологический, порой у него трудно провести грань между описание внешности героя и упоминанием о его личных качествах и поступках. Через портрет Куприн часто показывает, как меняется человек на протяжении короткого промежутка времени.

Завязкой главной сюжетной линии (безответно любви телеграфиста Желтков а к Вере Николаевне является получение героиней дорогого гранатового браслета на свои именины от неизвестного. Бедный телеграфист Желтков уже восемь лет любит княгиню Веру Николаевну, любит издали, и эта любовь не оставляет места для других интересов в её
жизни.

Далее описываются именины Веры Николаевны главный мотив этой части рассказа — мотив отрицания настоящей, возвышенной и чистой любви. Прекрасная княгиня Вера ведет привычное, как бы дремотное существование, оттененное холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы. «Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, истинной, верной дружбы», детей у нее нет и, по всей видимости, уже никогда не будет. и Куприн начинает незаметно вводить в текст мотив душевного пробуждения Веры Николаевны, пробуждения, протекающего сначала в утонченной сфере предчувствий, затем внутренних потрясений. уже посланные Желтковым письмо и подарок-браслет с пятью густо-красными (точно кровь) гранатами вызывают неожиданную тревогу у женщины. С этого момента ритм повествования меняется: нарастает мучительное ожидание несчастья. Вот это ощущение какой-то неустроенности, несуразицы, неустойчивости Куприн передает через запахи которыми предмет обычный не обладает: морская вода, по наблюдениям Анны, пахнет резедой, стручки левкоя — капустой, гроздья винограда — клубникой, а белая акация — конфетами. Эти несвойственные запахи усиливают состояние тревоги. Читатель понимает, что несмотря на размеренный быт, ровные и спокойные отношения с мужем, Вера Николаевна несчастлива, что она не знает, что такое настоящая любовь. Нет любви и в жизни гостей Веры Николаевны. Очень интересна в этом плане глава, где генерал Аносов (выразитель точки зрения автора) рассказывает о том, что есть настоящая любовь. Именно этот герой, так и не испытавший в своей жизни любви настоящей (жена оставила его, увлекшись другим человеком), сформулирует основную мысль рассказа: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Вера Николаевна рассказывает генералу историю телеграфиста, который «начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества». На что мудрый комендант замечает: «может быть, твой жизненный путь … пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины ».

Эту главу можно назвать кульминационной, потому что в ней звучит главный аккорд в повествовании, так как потом Вера Николаевна будет часто вспоминать именно эти слова генерала.

Далее ритм рассказа еще более убыстряется, события стремительно нарастают, приближая читателя к трагической развязке: муж и брат Веры Николаевны посещают Желткова М требуют от него прекратить всякие отношения с княгиней. Развязка наступает на следующий день: случайно взяв газету,княгиня натолкнулась на тот столбец, где было напечатано о загадочном самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. И снова в ее душе, как рефрен, как повторяющийся музыкальный мотив, зазвучали слова генерала Аносова о великой и ничего не требующей взамен любви. А в шесть часов она получила прощальную записку от Желткова, которая заканчивалась молитвенным обращением к ней: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».

Прощание Веры Николаевны с прахом молодого человека, их единственное «свидание» — поворотный момент во внутреннем состоянии героини.  А. И. Куприн наделил свою героиню гораздо большими возможностями, чем Просто разочарование человека в себе. Настоящая любовь, только лишь задевшая ее своим крылом, изменила всю суть Веры. Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменности, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя, -:- она дает ей новое понимание жизни.

В финальной главе (эпилог), волнение Веры достигает предела. Под звуки божественной Аппассионаты Бетховена — прослушать ее завещал Желтков — Вера в слезах боли, раскаяния, просветления постигает чужую жизнь, «которая покорно и радостно обрекла себя на мучения …). Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Языком ассоциаций и символов, лаконично и целомудренно А. И. Куприн передает удивительно сложный и сокровенный процесс, происходящий в душе героини в момент окончательного расставания с Желтковым, когда она слышит бессмертную бетховенскую сонату. Ласковый шепот деревьев, легкий ветерок, а главное, божественная музыка, просветляют горечь героини, как бы благословляя ее да верную память об усопшем.

И так, любовь для Куприна — это спасительная сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию. Несмотря на то, что автор использует реалистический метод изображения действительности (социальная типизация, интерес к подробностям быта, индивидуализация характеров, углубленное изображение внутреннего мира человека), заметную роль играют и черты романтизма: затрагивается тема неравной или безответной любви, приобретающая трагическое звучание, автор выбирает экзотическое место действия (Полесье, Крым); пейзаж выполняет как эстетическую, фоновую, так и психологическую функции, используются также мистические и сказочные мотивы (необычные способности Олеси и ее бабки, умение предвидеть судьбу; избушка на курьих ножках; сходство бабки Олеси с бабой Ягой), особый, символический смысл при обретают некоторые предметы (коралловые бусы, старый молитвенник, гранатовый браслет, алая роза), последняя глава «Гранатового браслета» написана ритмизированной прозой, напоминает стихотворение в прозе. Романтические черты придают особый, высокий смысл всему произведению.

5 / 5. 1

.