Анализ Стихотворения «Гражданин» Рылеева

Эпиграф: «Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора при роды ради своей одинокой ноты» (Федерико Гарсия Лорка).

Так говорил в начале хх века великий испанский поэт Лорка. Так думал на заре XIX века и русский поэт Рылеев. «Одинокий человеческий голос» был услышан. Этот голос «выделился», «освободился», он был услышан. Кем? Какой это был голос?  Почему он был услышан? Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке. Задумаемся, кто же из нас гражданин? Чем отличается обыкновенный обыватель от гражданина? Рылеев задаёт всем нам вопрос: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан?» Вопрос задан, попытаемоя найти ответ на него.

Краткие биографические сведения о писателе. История создания стихотворения.

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795- 1826). В литературном движении 1 0-20-х годов XIX века видное место занимает творчество поэтов-декабристов: К.Рылеева, А.Одоевского, В.Кюхельбекера) В.Раевского и многих других. Наиболее ярким и талантливым был руководитель «Северного общества» Рылеев. Рылеева можно назвать поэтом гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились В одно целое. Незадолго до восстания декабристов в 1825 году Рылеевым было написано небольшое, но очень яркое стихотворение «Гражданин». Именно это стихотворение считается вершиной гражданской лирики поэта.

Чтение наизусть стихотворения «Гражданин» учителем или заранее подготовленным учащимися.

Какова тематика произведения?
— Это агитационное стихотворение.  Именно его распространили декабристы в своих кругах.
— О чём это стихотворение?
— О долге перед Отечеством, о гражданской оппозиции, о чести.

— Каким мы представляем автора стихотворения?
— Это человек, убеждённый в правоте своего дела.
— Как автор передаёт своё возмущение, недовольство?
— Конечно, через слово, сказанное им: «вековое», «время», «позорить», «гражданин», «подражать», «переродившихся славян» в сочетании согласных выделяется звук «Р»:  «время», «позор». Поэт чувствует ветер перемен в царской России.
— О чём говорит последняя строфа?
— Сила её — в звуках слов  «народ», «поздний», «прав», Рылеев предчувствует восстание народа и его поражение.
— К чему зовёт Рылеев? О чём он говорит?
О чём страстно спорит?
— О самовластье. О веке. О борьбе за свободу человека.
— Какие слова обращают на себя внимание?
— Устаревшие слова, устаревшая лексика: «младой», «хладною», «неги». Архаизмы, придающие тексту оттенок взволнованности.
— Найдите эпитеты в стихотворении.
«эпитеты в стихотворении «роковое время», «изнеженное племя», «постыдная праздность», «кипящею душой», «под тяжким игом», «С хладною душой», «хладный взор», «праздной неги», «в бурном мятеже». В чём сила подобных эпитетов?
— В их яркости, неповторимости. Это эпитеты-определения, они подчёркивают наиболее существенные признаки описываемого Рылеевым времени.
— Стилистические фигуры — это повторы:
«Пусть юноши, своей не разгадав судьбы … »,
«Пусть с хладною душой бросают хладный взор … »
— Какова роль повторов?
— Они усиливают художественную выразительность. Используются также как доказательство в споре, как аргумент.
— Какое слово в стихотворении, по-вашему, несёт на себе особую смысловую нагрузку?
— Конечно, это слово «Я». Обратите внимание, как отчётливо слышится это слово, как оно «рвется» вперёд: «Я ль буду … », «Не способен Я … »
— Что мы чувствуем?
— Разве буду «я» позорить? Разве буду «Я» подражать? Нет, «Я» не смогу этого сделать, «Я» выбираю другой путь, идите за мной, этот путь верный!

— А в чём заключён позор подражания?
— «Юноши» отгородились от активного
участия в жизни, от борьбы, от действия. Они не хотят понять -прецнааначенье века», они остались вне истории, поэтому обречены на позор,напрезрениепотомков.
— Есть ли конфликт, противоборство, столкновение в произведении?
— Конечно) есть! Конфликт между молодым поколением и «веком», между гражданином и «изнеженным племенем». И от этого общественная значимость стихотворения высока.
— Каков же образ Гражданина?
— Гражданин вызывает уважение читателей, слушателей, ведь он понял -прелназначенье века», он знает, для чего нужна борьба: «за свободу», «за угнетённую свободу человека». Гражданин посвящает свою жизнь служению Отчизне. Если сказать, что образ гражданина намеренно возвышен Рылеевым, то и с этим можно согласиться. Да, возвышен образ, но от этого становится ближе, понятнее нам) читателям. Речь его взволнованна.
— А кого Рылеев назвал «славянами»?
— Для декабристов «славянин» — свободолюбивый человек, это патриот, человек гордый и честный. В нём есть черты античного героя Брута и Риеги — знаменитого вождя испанской революции.
— Против кого выступает Рылеев?
— Понять мысль Рылеева помогают глаголы, глагольный ряд: «влачить», «изнывать», «не готовятся», «бросают», «не читают». Это «юноши» одного С гражданином возраста, одного с ним круга, но это «изнеженное племя» проэябает в «объятьях праздной неги».
— Что же, по-вашему, препятствует общественной активности дворянской молодёжи?
— Это равнодушие, эгоизм, праздность.
Разве может быть молодой человек таким? Вот это и возмущает автора, Гражданина!
— Какую цель преследует поэт?
— Дворянская молодёжь пассивна. Автор осуждает пассивность, бездействие, нерешительность. Он стремится увлечь молодёжь историческими примерами, наполнить жизнь гражданской деятельностью. Читая стихотворение) мы представляем поэта) декабриста, страстно любящего свою Родину, патриота, умеющего собственным примером увлечь за coбой)
— Прочитаем текст повторно.
«Тихое чтение», про себя. Прочувствуем автора.
Какой человек мог написать это стихотворение?
Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма, интернационализма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Таким подвигом стало и написание стихотворения «Гражданин», честного, смелого, яркого, и сама жизнь Рылеева. «Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка,- должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

© 2017 Инфошкола