Характеристика Хлестовой

Хлестова — типичная барыня-крепостница, невежественная и властная. Она благодарна Загорецкому, который ей и ее сестре Прасковье «двоих арапченков на ярмарке достал» (здесь Грибоедов указывает на факт продажи людей на ярмарках). «Арапка-девка», ставшая собственностью Хлестовой, наряду с собачкой, служит забавой для старухи-барыни. Хлестова с увлечением говорит о ней:

Курчавая! горбом лопатки!
Сердитая! все кошачьи ухватки!
Да как черна! да как страшна!
Черт сущий …
Типичной барыне-крепостнице и в голову не приходит, что эта самая арапка — прежде всего человек. Хлестова благоволит к Молчапину за его постоянную вкрадчивую почтительность к ней, спорит, не уступая, с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, ворчит на Чацкого за то, что тот посмел не вовремя засмеяться. Это ей принадлежит предположение, что Чацкий сошел с ума из-за вина («Чай, пил не по летам»). Предположение быстро переходит у нее в уверенность («Шампанское стаканами тянул»). Но когда Фамусов высказывает мысль, что причиной сумасшествия Чацкого является ученье, Хлестова готова с ним согласиться. Она говорит,
искажая слово «ланкастерский» и показывая этим свое невежество:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Хлестова — властная барыня, не стесняющаяся резко и ворчливо говорить и о людях (отзывы о Фамусове, Чацком, Загорецком). Стиль речи Хлестовой носит ярко выраженный просторечный характер. «Кажется, из всех персонажей комедии  тетка Софьи Павповны говорит самым выдержанным, самым красочным языком. Здесь все характерно, все гпубоко правдиво … Ни
разу здесь не прозвучит фальшь, не почувствуется искусственность, не проявится напряженная борьба автора с трудностями языка, ритма, рифмы. Стиль речей большой московской барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре … может быть, даже полуграмотной, матери-
командирши в богатых барских гостиных … Этот стиль теперь сохранен в «Горе от ума» для истории как эпиграфические отрывки на античных мраморах: «Час битый ехала с Покровки, силы нет», «ночь — света преставленье», «от ужина сошли подачку», «чай, в карты сплутовал», «чай, пил не по летам», «Москва, вишь, виновата». Не только Молчалину или Репетилову, по и другим, постарше их, Хлестова конечно, говорит «ты», речь ее бесцеремонна, грубовата, но метка, полна отголосков народной стихии».

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола