4.3
(3)

Касьян с Красивой Мечи, подобно Калинычу, любит природу и знает ее. Он чрезвычайно огорчен тем. что его. в числе прочих крестьян, переселили с его родины на новое место. Грусть и негодование вызывает в нас поступок барина, который по своей прихоти лишил Касьяна единственного наслаждения — любоваться природой. На новом месте Касьян совсем растерялся и не знает, к чему приложить свои руки. Он ловит соловьев, но не для продажи, а отдает людям на утешение и на веселье.

Ему хотелось бы уйти в те страны, где, по слухам, «солнце приветливее светит и Богу человек видней, где раздолье и Божия благодать, где живет всяк человек  в довольствии и справедливости». Последние слова Касьяна указывают на причину отчуждения его от людей. Кроткий и справедливый Касьян не может жить с людьми, потому что между ними постоянно бывают несогласия и насилия. Но Касьян, живя в отчуждении от людей, не пренебрегает ими, а старается приносить им пользу: он собирает целебные травы и лечит людей. Любовь ко всему живому и отвращение ко всякому насилию вылились у Касьяна в какую-то мистическую боязнь крови.

Когда автор в присутствии его убил коростеля, Касьян закрыл глаза и испуганно прошептал: «Грех! Ах, это вот грех!» а затем завел такой разговор: «Ну, для чего ты пташку убил? Станешь ты ее есть! Ты ее для потехи своей убил … Коростель — птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной … и грех ее убивать … Кровь, — продолжал он, помолчав, — святое дело кровь! Кровь солнышка Божия не видит, кровь от свету прячется … великий грех показывать святую кровь, великий грех и страх … ох, великий!».

Касьян — это человек «не от мира сего». К практической жизни среди людей, к жизненной борьбе, он совершенно не способен. «Ничем я не промышляю, — говорит он себе, — неразумен я больно, с мальства; работник-то я плохой … где мне! Здоровья нет, и руки глупы». Крестьяне смотрят на него, как на юродивого, и относятся к нему несколько презрительно; «чудной человек, несообразный», отзывается о нем один из них. Но Касьян нисколько не обижается таким отношением, как не жалуется он на свою судьбу, обидевшую его здоровьем и телесными силами.

Смирение, безропотная покорность составляют его отличительную черту: его вместе с другими мужиками переселили со старых, родных мест, где жилось хорошо и привольно, на места гораздо худшие, но Касьян и на это не жалуется: «Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно уж так пришлось», — замечает он по этому поводу. Живя как бы вне человеческого общества, Касьян еще ближе, чем Калиныч, стоит к природе. Он знает свойство всякой травки, умеет ухаживать за пчелами, ловит соловьев, пение которых наполняет его душу «сладкой жалостью». Красота и величие Божьего мира глубоко волнуют и восхищают его. Чуждый практической деятельности, он проводит жизнь в поэтическом созерцании и в бесцельных странствиях по родному краю.

Кроткую и чуткую душу Касьяна смущают зло и страданье, царящие в человеческом обществе, он не может выносить их вида, уходит от людей, «от греха». И не он один наделен такой нравственной чуткостью: «много других крестьян, — говорит он, — в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут» … Но, живя в отчуждении от людей, Касьян все-таки думает о них, старается принести им пользу, чем может: он собирает целебные травы, лечит обращающихся к нему крестьян и слывет среди них знахарем. С трогательной нежностью относится он также и к своей дочке Аннушке. Вообще, все слабое, беззащитное вызывает его симпатию, и эта симпатия распространяется не только на людей, но и на животных. Его кроткая душа любовно объемлет все живущее вообще: всякое насилие и страдание его глубоко возмущают; поэтому, когда охотник убивает птичку, он обращается к нему с горьким упреком и негодованием: «великий грех по казать свету кровь, великий грех и страх … Ох, великий!»

Какая-то особенная, совершенно своеобразная поэзия разлита по всему тщедушному существу Касьяна. Это одна из тех глубоко необыденных натур, которые во всякой обстановке сохраняют в неприкосновенности свои поэтические наклонности и никогда не позволяют прозе жизни заесть себя. Несмотря на всю его необразованность и относительную неразвитость, Касьяна можно причислить к тем личностям, которые никогда не пошлеют, потому что они сами в себе создали особенный мирок, где сидят, как заколдованные. Этого внутреннего мирка у них никто отнять не может. Вот и Касьян остается одинаковым всю свою жизнь.

4.3 / 5. 3

.