0
(0)

У героев русской литературы всегда были сложные отношения со временем—то они его обгоняли, то безнадежно запаздывали, а то и просто выпадали из него. Течение времени в романе Гончарова весьма своеобразно. Автор никому не отдает предпочтения: “новое” обнажает беспомощность “старого”, но “старое” ставит под сомнение нравственную состоятельность “нового”.

С помощью статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» легко перевести роман Гончарова в разряд произведений о прошлой жизни» — факт истории литературы и не больше. Но так ли это?

Композицию романа можно представить как своеобразную схему:

1 — один день из жизни Обломова —“сон”

2 — любовь к Ольге Пробуждение Обломова совершается независимо от его воли и желания, поэтому меняется только внешняя форма его жизни.

3 —угасание любви

4 — “Обломовка на Выборгской стороне”

Легко заметить, что композиция романа соответствует годичному циклу — зима, весна, лето, осень… она напоминает почти любую человеческую жизнь в целом:

​ счастливый полубессознательный сон —детство;

​ взлет, взрыв страстей — юность;

​ отдых, постепенное угасание этих страстей — зрелость;

​ сознательный, но не столь счастливый сон — старость.

Проходя эти циклы от возрождения до умирания (физического), Обломов сохранил на одном и том же уровне душевную организацию.

Первая часть романа мало действенна (герой лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней’ «свернута» эволюция Обломова: детство с внушением исключительности, обучение в пансионе, но служить он не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил. Казалось бы, ничего не происходит с героем: он лежит, спит, видит сон…. Жизнь в его представлении “разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки другая — из покоя и мирного веселья”. Душа тянулась ко второй, но первая властно предъявляла свои требования.

0 / 5. 0

.