3.3
(3)

Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает  личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием  определенных исторических условий и которые характеризуют собою  целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.

Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь,  называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в  характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает  видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь  — вот ваша нежба.  А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»

Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда  тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу,  потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется,  видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда  узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.

Расположившись в жидовской повозке под грудою кирпичей, Тарас Бульба  пробирается в Варшаву, где должен быть казнен Остап. Когда, во время казни, Остап, как исполин, выносивший страшные истязания, восклицает, чтобы воодушевить себя: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все?» Тарас, стоявший в толпе, громко кричит: «Слышу!» Этим «слышу!», от  которого вздрогнул весь народ, Тарас Бульба выражает, что он по заслугам оценил мужество исполина-казака и что Польша дорогой ценой должна заплатить за гибель его сына, как одного из лучших представителей  казацкой чести. И, действительно, после геройской смерти Остапа, Тарас справляет по нем поминки, хорошо обрисовывающие грубость и жестокость того века: он гуляет по Польше со своим полком, сжигает деревни  и костелы, все предает пламени, не щадя ни женщин, ни детей.

Выше всего Тарас ставит товарищество, задача которого в защите веры и родины. «Нет уз святее товарищества», — говорит он. Когда кошевой дает совет казакам оставить ляхов и идти на татар, чтобы отобрать  разграбленный ими казацкий скарб, Тарас не одобряет такого предложения. Ты хочешь, чтоб мы не уважали первого святого закона товарищества, оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу?. Что ж мы такое? — спрашиваю я всех вас».  Ради товарищества Тарас возобновляет свою бранную жизнь и едет  в Сечь вместе с сыновьями; на пути туда он думает о товарищах, и при  воспоминании о них у него навертываются слезы. Запорожский казак в  глазах Тараса — это высшее существо в мире.

Некоторые стороны его характера он возводит даже в идеал: «Эх, как важно развернулся! Футы,  какая пышная фигура!» — с восторгом говорит Тарас про запорожца, спавшего на самой середине улицы с раскинутыми руками и ногами.  Любовь к родине и товариществу овладевает всем существом Тараса и не покидает его даже в последние минуты жизни. Привязанный врагами к дереву, под которым зажгли костер, он забывает о себе, думает только о том, как бы спасти товарищей, и глаза его сверкают радостью, когда он видит, что те спасены. Обращаясь к товарищам, Тарас  просит их не заботиться о его страшной участи, приглашает их на следующее лето прибыть сюда и «погулять хорошенько», но удар обухом по  голове прекращает его речи.

Бульба не считает казаками тех, которые нарушают святой закон  товарищества, они — его враги. Он ссорится с теми из своих товарищей,  которые склонны были к варшавской стороне, принимали польские обычаи, называет их холопьями польских панов. То же чувство товарищества и связанная с ним вера в святость казацкого долга возбуждает в  душе Тараса непримиримую ненависть к родному сыну Андрею, изменившему родине, и он убивает его собственными руками. Тарас жалеет сына: после убийства он долго с грустью глядит на его бездыханный труп; но он грустит оттого, что в нем погиб казак. «Чем бы не казак был? —  говорит Тарас, — и станом высок, и чернобровый, и лицо как у дворянина,  и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!»

Когда Остап просит отца предать земле труп брата, Тарас холодно говорит: «Погребут его и без нас! будут у него плакальщицы и утешницы!» Так обрисован в повести Гоголя характер главного ее героя. В характере Тараса есть и комические стороны: смешно, например, как он  дерется на кулачки с сыном и серьезно советует ему тузить всякого, как  он тузил своего батьку. Но это комизм чисто внешний; в сущности же  Тарас Бульба лицо трагическое: это человек идеи, которой он жил, в  жертву которой принес свою жизнь.

Цитатная характеристика Тараса Бульбы:

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты.
Отец! где ты! слышишь ты все это? (Остап) — Слышу! (Тарас Бульба)
Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Я тебя породил, я тебя и убью!
А повернись-ка, сынок! Какой ты смешной какой!
Есть еще порох в пороховницах?!
Нет уз святее товарищества!
Терпи, казак, — атаман будешь!
Хорошо, сынок, хорошо!
Черт вас возьми, степи, как вы хороши! если помогло, поблагодари, хорошо?!

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Я тебя породил, я тебя и убью!
А повернись-ка, сынок! Какой ты смешной какой!
Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего
Есть еще порох в пороховницах?
Нет уз святее товарищества!
Терпи, казак, — атаман будешь!
Хорошо, сынок, хорошо!
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Не слушай, сынок, матери! Она баба, она ничего не знает!
А видите эту саблю? Вот ваша мать!

3.3 / 5. 3

.