Ибсен — основатель новой европейской драматургии

Тогда, когда в истории мировой литературы полной мере заявила о себе «новая драма» Ибсена, XIX века тихо умирали … На смену ему приходили новые отношения, не предусматривали спокойной жизни. Человек на переломе эпох оказалась в водовороте социальных драм и трагедий. Что же могло помочь ей выдержать? И был у нее какая-то защита от ударов жестокой судьбы?

Эти и другие вопросы очень интересовали Генрика Ибсена, которому суждено было стать создателем «новой драмы».Драматург одним из первых сумел показать в своих произведениях трагедию не в жизни, а прежде самой жизни.Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах.Именно поэтому выдающийся драматург не боялся обращаться к определенной степени скандальных в те времена тем и ситуаций.

Так, центральным персонажем пьесы «Кукольный дом» является Нора Хельмер, обычная женщина с заурядной буржуазной семьи, которая живет ежедневными заботами хозяйки богатого дома и трогательно заботится о муже и детях. Но Ибсен неожиданно вспоминает о прошлом Норы, и тут выясняется, что у нее есть давняя тайна, которую она ревностно оберегает от Торвальда, своего мужа. За внешностью хорошенькой и немного странной молодой женщины скрыта сильная воля и несгибаемый характер. Только тайна минут (она когда-то подделала вексель, чтобы спасти Торвальда) становится известной человеку, эти качества заявляют о себе в полной мере. Ведь, как оказывается, ее поступок слишком противоречит общественной морали, которую ее же муж и олицетворяет. И тогда Нора вдруг понимает, что те условия, в которых она живет, не предусматривают наличия у нее ее личной правды. Ведь Хельмер течение долгих лет отводил ей роль только бессловесной куклы. И тогда на наших глазах «кукла» превращается в личность, что, как и ранее, готова переступить через общепринятую «приличие». Ради личного достоинства, жизненной (а не фальшивой) правды Нора отказывается от того «кукольного» мира, в котором она жила. Эта новая Нора даже способна прервать поучительный монолог мужчины неожиданно резкими словами: «Присядь, Торвальд.Нам с тобой нужно поговорить … Сведем счеты ».

И вот здесь Ибсен обращается к дискуссии — типичного приема «новой драмы». В той сцене, которая для «старой» драмы стала бы финальной, драматург подходит к самому важному. Персонажи начинают обсуждать, что между ними произошло. Нора заявляет мужу, что оставляет его и детей и уходит из дома, чтобы «разобраться в самом себе и во всем остальном». «У тебя нет обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми?» — Восклицает Торвальд. — «У меня есть и другие, так же священны». — «Нет у тебя таких! Какие это? »-« Обязанности перед собой ». — «Ты прежде жена и мать». — «Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я человек ». Финал пьесы довольно показателен (и даже скандальный): Нора, которая получила моральную победу, оставляет теперь уже чужой для нее дом.

В ибсеновской «новой драме» история души героев выписана как изнутри, так и снаружи. При этом особая роль отводится таким методам, как постепенное добавление новых сообщений о предыдущей жизни героев, события, произошедшие когда-то. Ибсена интересует не только захватывающий сюжет, он прежде сосредоточивает внимание на психологических изменениях, происходящих с персонажами.

По мнению Ибсена, драматург не должен разъяснять в тексте пьесы, в чем заключается значение тех или иных образов. Символы должны быть скрыты, чтобы побудить читателя размышлять над пьесой. Именно для этого Ибсен активно использует и открытый финал пьесы.

Ибсен делает драму серьезным жанром, которая требует умственных и творческих усилий, а это значит, что она перестает быть только источником наслаждения, развлечением для публики. По моему мнению, для «новой драмы» Ибсена характерны определенные признаки.

Так, Ибсен пишет пьесы о человеческой душе, в которых говорится об отстаивании личностью своего «я».

Драматург также существенно обогатил круг тем, которые охватывали различные социальные проблемы (например, положение в обществе, власть денег).

Композиция пьес Ибсена также довольно своеобразной. В «Кукольном доме» автор начинает рассказ с описания счастливой супружеской жизни Норы, которое в действительности оказывается иллюзией и заканчивается полной катастрофой и осмыслением персонажами своей жизни.

Незавершенная концовка — величайший вклад «новой драмы» Ибсена в мировую драматургию.Здесь конфликт не исчерпывается после завершения действия. Можно сказать, что в «Кукольном доме» развязка является не решением проблем, а скорее их постановкой.

Генрик Ибсен вошел в историю мировой литературы как драматург-новатор и по проблематике своих произведений, и по методам ее воплощения: в пьесах сочетается реализм с модернистскими формами. Совершенно по-новому выстраивая сюжеты пьес, смещая конфликт преимущественно в плоскость духовную, Ибсен таким образом воспроизводит стремительное развитие характеров, которые он так ярко рисует.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола