0
(0)

В противовес Фамусовым, Скалозубам и Молчалиным в комедии дается образ Чацкого. В Чацком драматург отражает и утверждает новый в русской жизни тип людей. В начале XIX в. передовой частью дворянской интеллигенции живо воспринимаются идеи независимости личности, гражданских обязанностей человека. Эти идеи, шедшие с буржуазного Запада, становились программой тогдашних лучших людей, определяли их протест против феодально-крепостнического произвола. Грибоедав в «Горе от ума» и выводит это становящееся типическим явление: писатель указывает на князя Федора, «вперившего в науки» «ум, алчущий познаний», на безымянных молодых людей, «не
требующих ни мест, ни повышенья в чин», о которых говорит в своем монологе герой комедии. Назначение этих беглых зарисовок и состоит в том, чтобы указать на типичность образа Чацкого, являющегося представителем многих подобных ему людей. Он страстно проповедует освобождение человеческой личности, которой «тошно прислуживаться» к «значительным лицам», резко протестует против насилия над человеком со стороны крепостников, пламенно обличает карьеризм, подхалимство, невежество и «пустое,
рабское, слепое подражанье» иностранным модам. В подчинении «чуже властью мод», в «жалкой тошноте по стороне чужой» герой комедии видит одну из причин разобщения дворянства с «умным, бодрым … народом». Народные нравы и обычаи противопоставляются Чацким морали господствующего класса и общественному устройству феодально-крепостнического государства. Конечно, проповедь Чацкого не могла по колебать в тех исторических условиях устоев общественной жизни. Крепостное право стояло ещ твердо, «как скала», господствовали все те же ученики Максима Перовича. Но, тем не менее, призыв Чацкого, обращенный в комедии фамусовскому кругу, громко прозвучал среди передовой молодежи того времени и особенно радостно был услышан декабристами.

0 / 5. 0

.