0
(0)

Бернарда Шоу по праву считают реформатором английской драматургии. В конце XIX века в Англии появилось множество «хорошо сделанных» драм с любовным сюжетом и счастливой развязкой. Однако Шоу считал, что пьесы должны учить, особенно в сфере общепризнанной морали. В пьесах Шоу отсутствует сложная, запутанная интрига. Стержнем его драматургии стала острая дискуссия в самых разнообразных ее формах. А характерной особенностью было постоянное изображение устоявшихся правил и традиций «наизнанку». Впоследствии пьесы Шоу стали называть «драмами идей».

Бернард Шоу — это писатель парадокса. Отдавая предпочтение комедии, Шоу в своем творчестве редко придерживается принципов только комедийного жанра. Комическое в его творчестве легко сочетается с трагическим, смешное — с серьезными размышлениями над жизнью.

Его блестящая комедия «Пигмалион» является не столько развлекательной, сколько социальной. Назвав пьесу именем мифического царя, Шоу предложил свою версию известной истории.

Можно сказать, что такое название пьесы было прежде привлечь читателя, а потом уже побудить его думать. Ведь именно этого хотел Бернард Шоу, «король интеллектуальной драмы».
В Шоу современным Пигмалионом стал известен талантливый профессор фонетики Генри Хиггинс, а Галатеей — обычная лондонская цветочницы Элиза Дулиттл. Хотя, несмотря на парадоксальный характер его драмы, такая смена персонажей довольно ожидаемой неожиданностью. Встретив на одной из лондонских улиц цветочницы Элизу, чье вещание было слишком далеким от «языка Шекспира», Хиггинс выразил мнение, что он смог бы за несколько месяцев сделать так, «что эту девушку легко признают за герцогиню».

Эксперимент начинается. В результате Элиза из грязного невежественного девчонки превращается в изысканную леди. Девушка достойно ведет себя на посольском приеме и выигрывает для Хиггинса паре. Но только Хиггинс способствовал этому превращению?
С одной стороны, Генри Хиггинс, специалист по фонетике, способен выполнить свое обещание — научить Элизу говорить, как леди. С другой, он сам лично настолько грубо и несдержанно обращается со своей ученицей, что возникает вопрос: действительно ли профессор — то «Пигмалион», о котором все слышали?

Ведь Хиггинс воспринимает Элизу только как неодушевленные, будто перед ним «не женщина, а кусок дерева». Девушки как личности с ее стремлениями, чувствами и потребностями для него просто не существует. Тем более его не интересует и дальнейшая судьба его «герцогини»: «Я иду своим путем и делаю свое дело, и при этом мне абсолютно плевать на то, что может произойти с каждым из нас». Конечно, такое отношение Хиггинса привело к его конфликту с Элизой. На мой взгляд, только природные способности Элизы способствуют тому, что девушка меняется к лучшему не только внешне, но и внутренне. А еще Элизе значительно помогло вежливое и джентльменское поведение Пикеринга, благодаря которому девушка и смогла почувствовать себя леди.

Интересно, что после завершения эксперимента Хиггинс меняет свое отношение к Элизе и даже после их ссоры просит девушку вернуться. Однако Элиза уже другая, и «поднимать туфли» она больше не согласна. Элиза знает, что она будет делать: «Я выйду замуж за Фредди — вот что я сделаю. Пожалуй, я с ним буду счастливее, чем с теми, кто лучше меня и кому я не нужна ». Элиза сама готова стать «Пигмалионом» для Фредди. Но об этом мы узнаем только в «Послесловии». Финал пьесы Шоу делает открытым.

Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос о том, является ли человек «переменной существом». Как видим, Элиза Дулиттл, принадлежащая к низшим слоям общества, по своим душевным качествам и образу мыслей превзошла своего учителя. Комедия Б. Шоу «Пигмалион» с ее многочисленными шутками, комическими ситуациями и блестящим юмором является прежде пьесе о человеке, о ее возможностях независимо от происхождения и языка, которым он разговаривает. И в этом — залог успеха драмы на долгие годы и поколения.

0 / 5. 0

.