3
(5)

ЖИЗНЕННЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (ПО РОМАНУ ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

План

1.Вступление.

Любимые герои Л. Н. Толстого.

2. Основная часть.

2.1 Пьер Безухов.

2.2 Пьер в начале повествования. Увлечение Наполеоном.

2.3 Доброта и наивность Пьера.

2.4 Масонство.

2.5 Война 1812 года.

2.6 Тайное общество.

3. Заключение.

В романе-эпопее « Война и мир » Лев Николаевич Толстой изобразил два состояния общества, две формы человеческого существования -беспорядок и равновесие, хаос и покой, войну и мир. Тем же состояниям подвержены и души героев произведения. Одни из них существуют, не задумываясь над жизнью, не размышляя над её смыслом. Таковы Элен и Анатоль Курагины, большинство великосветских особ. Но лучшие, любимые герои Толстого любят и страдают, ищут и находят, ошибаются и обретают истину. Таковы Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Пьер, незаконнорождённый сын богатого графа Безухова, — один из главных героев произведения. В начале повествования он ведёт праздную жизнь, характерную для наследника огромного состояния. Дни и вечера Пьера наполнены кутежами и пирушками. а его общество составляют великосветские гуляки и гусары. Однако у Пьера есть друг, который  вызывает бесспорное уважение читателей. Это князь Андрей Болконский. Их беседы полны смысла, герои интересны друг другу, у них много общего. Читатель понимает, что князь Андрей не стал бы делиться своими размышлениями с пустым человеком. Пьер посещает салон Анны Павловны Шерер и не скрывает своё восхищение Наполеоном. Он видит в полководце сильную личность, способную вершить историю и вести за собой народы. Даже перед угрозой войны Пьер на стороне Наполеона. Он говорит: «Ежели бы это была война за свободу, я бы понял, я бы первый вступил в военную службу; но помогать «Англии и Австрии против величайшего человека в мире … это нехорошо».  В великосветском обществе герой напоминает любопытного ребенка. Пьер с интересом познаёт окружающий мир, наблюдает и делает выводы. Его позиция довольно пассивна. Он беззаботен и беспечен, позволяет окружающим помыкать и пользоваться собой. Пьер добр и ждёт того же от других; ему «так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его». Наивность Пьера приводит к женитьбе на Элен Курагиной, которая не принесла герою счастья. Измена Элен и дуэль, на которой Пьер чуть не убил человека, становятся поворотными событиями в его судьбе. Герой мучается поисками ответов на вопросы: что хорошо, а что плохо? в чём смысл жизни? каково его собственное место в этом мире? Эти поиски приводят Пьера в ряды масонов. Не только философские искания приводят его в братство. Герой мечтает о дружбе и взаимопомощи, о поддержке людей в поисках истины. Однако и здесь герой обманулся в своих ожиданиях. Его жизнь по-прежнему проходила в праздности, а масонство оказалось лишь красивой церемонией, далекой от реальных дел.

Отечественная война 1812 года заставляет героя забыть о душевных метаниях и приводит его на поле боя. Пьера поражает настроение простых солдат, которые готовы умереть за свою землю. Их патриотизм был лишён красивых слов и пафоса, но он был истинным. Герой впервые ощущает своё единение с народом, хотя не до конца понимает его. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая. — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера откровением. Герой проникся философией простого человека и принял то, что нужно любить всех людей. Его поражает и восхищает в Каратаеве отказ от собственного «Я» и полное растворение в людской массе. Этот образ — символ простого русского человека. Пьеру открывается народное сознание: надо любить людей и творить для них добро. Осознание этой простой истины и пере смотр жизненных ценностей приносят гармонию в душу героя. Дальнейшая жизнь Пьера связана с семьёй — Наташей и детьми. Однако он не замыкается в деревне, окруженный любящими родными. Стремление принести пользу людям, желание активного добра приводят Пьера в тайное общество. И это станет ещё одной ступенью в нравственном становлении героя. Не случайно Толстой завершает повествование, оставляя Пьера на пути к истине, а не достигшим её. Пьер лишён высокомерия и ненужной гордости. Он не пытается противопоставить себя обществу. Герой, скорее, плывёт по течению жизни, наблюдая и делая выводы, подстраиваясь под жизненные движения, чутко улавливая малейшие колебания. Это, по мнению Толстого, и есть величайшая жизненная мудрость. Ведь тот, кто никогда не ошибается, никогда и не познает истину, не встанет на верный путь, не обогатит свою душу.

 

3 / 5. 5

.