0
(0)

Память историческая и морально-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».

1. Историческая память и ее осмысления.

2. Память царедворца.

3. Память преступного правителя.

4. Память народа в понимании автора драмы.

Сюжет драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкин взял из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Этому выдающемуся российскому историку и писателю он и посвятил свое произведение. Таким образом Пушкин принес дань уважения не только личности Карамзина, но и работе историка, стремящегося не предвзято освещать события, определяющие судьбу стран и народов.

С помощью образа летописца Пимена Пушкин раскрывает свое понимание памяти как исторической категории. В человеческой памяти события зачастую хранятся вместе с их морально-этической оценкой, разграничиваются на плохие и хорошие. Но для историка важны сами события. Он спокойно зрит на правых и виновных,  добру и злу внимая равнодушно,  не ведая ни жалости, не гнева. Память о значимых для страны событиях историк должен передать потомкам,  при этом его задача — беспристрастно рассказать об этих событиях, избегая личных этических оценок.

Судить о деятельности того или иного правителя будут люди грядущих поколений, но прежде всего — Бог: Наряду с вопросом об исторической памяти, о беспристрастности историка встает и вопрос о том, как влияют на людей в том или ином виде свидетельства о прошлом.

Рассказ Пимена об убийстве царевича Димитрия невольно побуждает к действию молодого монаха Григория, недовольного своей однообразной жизнью. Более того, Григорий не просто намерен воспользоваться именем убитого царевича в личных целях. Герой воспринимает рассказ Пимена и свой сон как знак того, что именно он должен наказать преступного царя Бориса: Борис, Борис! всё перед тобой трепещет,  никто тебе не смеет и напомнить о жребии несчастного ребенка. А между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского,  как не уйдешь от божьего суда. Таким образом, Григорий не расценивает летопись как беспристрастное изложение фактов. Для него она является материалом для разоблачения Бориса.

Кроме этого, нужно отметить и следующее. Пимен, по замыслу Пушкина, пишет о событиях, происходивших в его время, о которых он слышал или которым был свидетелем. Однако в случае получения информации из третьих рук даже современник не застрахован от неточностей, искажений и грубых ошибок. Что же говорить об историке, который пишет о событиях, происходивших несколько веков назад?

Авторитет Карамзина как историка в его время был довольно значительным. Но современные ученые подвергают сомнению версию, что царевич Дмитрий Иоаннович был убит по приказу Бориса Годунова. Пушкин в драме «Борис Годунов» использовал версию Карамзина. И тут с исторической памятью происходит нечто неожиданное — даже при наличии более аргументированных версий событий той эпохи произведение гениального мастера продолжает влиять на формирование представлений об истории Руси. Воспоминания как инструмент формирования будущего в драме демонстрирует не только Григорий, но также и боярин Шуйский.

Пока было неясно, станет ли Борис царем или нет, будет продолжать отказываться от трона или согласится принять то, к чему он, собственно, и стремился.  Шуйский предлагал другому боярину,  Воротинскому, попытаться привлечь симпатии народа к князьям из древних родов, к которым относятся оба боярина. Но стоило Борису стать царем Шуйский и он с легкостью отрекается от своих прежних слов: Теперь не время помнить, Советую порой и забывать. Шуйский, по собственному признанию, мог бы уличить Бориса в убийстве царевича. Но Шуйскому, в отличие от монаха Григория, есть что терять, поэтому ему выгоднее забыть, чем помнить о преступлении Годунова. И Шуйский и Григорий строят свое будущее на фундаменте прошлого: однако огромная разница в положении этих двух людей, интересы каждого из них влияют и на то, как они реагируют на события прошлого.

В их восприятии нет беспристрастности летописца Пимена, потому что они не наблюдатели, а участники исторических событий. Память об убийстве царевича Димитрия показана Пушкиным не только внешне, т.е. с точки зрения очевидцев и тех, кто узнал о нем со слов других людей, но и изнутри — в монологах Бориса Годунова. Сумел ли он забыть о своем преступлении? Ведь Борис достиг власти, к которой так жадно стремился. Однако он так и не нашел истинного счастья и душевного покоя — воспоминание о своем преступлении постоянно преследует царя, ему тринадцать лет «снился убитый ребенок».

Память героя становится проклятием и наказанием. Он не видит отрады в своей деятельности, многие его начинания идут не так, как он задумывал. Народная молва винит его во всех несчастьях, которые происходят в стране, но никогда его совесть не бывает спокойной: «Да, здоровая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветой, — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелось, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах …»

И рад бежать, да некуда … ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. В драме «Борис Годунов» Пушкин обращается и к вопросу о том, что является значимым в памяти народа. Однако эта проблема раскрывается достаточно противоречиво: автор показывает ее глазами персонажей драмы.

Князь Воротинский думает, что народу нет дела до исторической памяти — он живет настоящим, следуя за теми, кто сумел привлечь его внимание.

Однако развитие драмы, а особенно ее финал, опровергают и то, что Годунов завоевал прочную популярность в народе, и то, что мертвые правители всегда пользуются авторитетом. Годунов уже при жизни стремительно терял авторитет у народа. После его смерти народная ненависть к преступному царю обрушилась на его семью: «Да гибнет род Бориса Годунова!»- Кричит толпа, забыв, как умоляла того же Бориса принять царский венец.

Имя царевича Дмитрия влияло на умы россиян — народ не забыл, что Дмитрий был сыном Иоанна Грозного, следовательно, законным наследником престола. И все же после убийства вдовы и сына царя Бориса «народ безмолвствует», хотя сам же и требовал смерти для Годуновых и, казалось бы, от души должен кричать: «Да здравствует царь Димитрий Иванович! «

0 / 5. 0

.