Современная авторская песня. Истоки и особенности.
В первые десятилетия существования авторской песни как явления массового однозначным был термин самодеятельная (с дополнением: бардовская, туристская, менестрельная, молодежная, гитарная и т.д.). Но: Анчаров, Окуджава, Галич, Матвеева — профессиональные литераторы; Высоцкий, Владимир Качан, не сразу, но и Визбор, Галич и Розенбаум — профессиональные актеры. Сейчас принят термин авторская, потому что, за редким исключением, все компоненты песни — слова, музыка, аккомпанемент, исполнение — принадлежат одному человеку, который не во всех этих областях является профессионалом. Бардовская песня не рассчитана на профессиональное (и очень от него проигрывает) исполнение, да и не только на авторское (исключение —“актерские” песни Галича, Высоцкого, Розенбаума.
Желание “хорошо попеть” было воспитано еще в 20-30 годах. Но потребовалось новое содержание — вместо безликого “мы” — личностное “я”. Для шестидесятников и для тех, кто пришел в бардовскую песню позже, она означала разное: поначалу — свободное самовыражение, тот воздух свободы, который, казалось, появился после 20-го съезда. Противопоставлен
Позже — в 70-е годы — неподотчетная, неподцензурная, неподконтрольная худсоветам и официальной критике, и она выражала бессознательную тоску по тому, что “все не так, ребята”. Появляется тема обмельчания личности (особенно — сатиры Галича и Высоцкого).
А к 80-м — надо докричаться, чтобы услышали, отсюда — рок, эпатаж. Но и бардовская песня не исчезла, потому что главное в ней — обращенность не к массе, пусть даже единомышленников
Истоки авторской песни.
Городской романс — значительное число народных (крестьянских) песен было обрядовыми, тесно связанными с крестьянским жизненным укладом. В городе потребовались песни другого склада. И первое, что требовалось от городского (или мещанского — от место, т.е. город) романса — возместить недостаток ярких переживаний, бурных страстей. В городе жизнь однообразней и тусклей. Отсюда — акцентирование романса на личных чувствах, сильных до безумия — не так, как в жизни! Почти все ГР длинные, сюжетные и жалостливые.
Студенческие песни — плеяда бардов-шестидеся
Тюремная лирика (ГУЛАГ) — это не столько блатные песни, сколько та волна, которая пришла с реабилитациями 1956 г.
Особенности авторской песни:
обращенность к личности, а не к массам;
искренность интонации;
доступность (гитара — 7 рублей);
простота — три аккорда;
вариативность (не всегда есть канонический текст)
распространяемос
Типология авторской песни.
Две основные линии — романтика и публицистика. Основные публицистические темы — война, сталинские репрессии. туристы-романтик
A mne ne ponravilos
zdes est kto && AUUUUUUUUUUUU