4.6
(8)

«Слово о полку Игореве». Полный анализ произведения.

Кто был автор «Слова о полку Игореве» — неизвестно. В летописях также нет о нем никаких сведений. Вся его биография — в его песне о походе Игоря. Эта песнь свидетельствует, прежде всего, о том, что автор ее был христианин, мирянин, современник Игоря и, быть может, участник его похода на половцев. Его песнь служит отголоском дум и чувств лучших людей того времени, и самые привлекательные черты рисуют ее автора, певца Игоря.

Он был христианин; он верил в помощь Божию. В «Слове» он говорит о церковном звоне, о заутрене, о храме Богородицы Пирогощей в Киеве, куда Игорь по возвращении из плена прибыл принести благодарственное моление за свое спасение. Только на первый взгляд круг понятий автора может представлять смесь языческих верований и христианских воззрений. Языческое мировоззрение автора «Слова» являлось лишь поэтическим образом при изображении им лиц и событий, а не служило предметом его веры.

Он упоминает об языческих божествах, но эти имена встречаются у него в виде эпитетов или сравнений, как достояние поэтического языка. Поэт, приписывающий спасение Игоря из плена Божьей помощи, не мог, конечно, верить в происхождение русских от Даждьбога или Бояна от Велеса. Он был христианин, мирянин, а, судя по интересам и взглядам автора, следует признать, что он был человек светский. С достоверностью можно предположить, что сам автор был воин.

Искренно сочувствуя народному горю от бед войны, он в то же время трепетал при мысли о походе, о добыче. Он одушевлен тем ратным духом, каким живет дружина. Он восхищается звоном славы в Киеве, боевой удалью; он живо и искусно передает звуки битвы, гром победы и стон поражения. Все это — чувства и впечатления, близкие и родные для воина, но чуждые тогдашнему благочестивому бытописателю.

Автор знает всех современных ему русских князей, ясно понимает отношения к ним бояр и дружинников, правдиво передает современные исторические события. Он обнаруживает знакомство не только с государственным положением русских областей, но и с характером их природы. Он знает южно русскую степь, ее обитателей и их отношение к Русской земле. Ему хорошо известно, что происходило на Руси до Игоря. Только современник мог сказать так: «Почнем же, братие, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря».

Все это побуждает видеть в нем дружинника, принимавшего участие в походе Игоря, в печальном событии, которое он изобразил с такими подробностями и необыкновенно живо, как бы по личным впечатлениям. А глубокое сочувствие к судьбе Игоря, проникающее все «Слово», позволяет предположить, что автор сам находился в дружине Игоря.

Автор «Слова» был одарен сильным поэтическим талантом; был образованный, просвещенный человек. На его «Слове» отразилось несомненное влияние тогдашней византийско-славянской литературы; в его песне встречаются образы и выражения книжного характера, как следы начитанности автора.

Будучи близко знаком с книжными светскими произведениями, он хорошо знал и народную поэзию и часто обращался к родным образам народного творчества. Однако он не похож на народного певца. Вместо детской простоты и наивности в его «Слове» мысли человека вполне развитого, представителя и поборника государственной идеи, которую сознавали лишь немногие в то время.

Он был певец-патриот. Все лирические места, отступления, выражающие основную мысль песни, характеризуют и освещают личность автора, его пламенную любовь к родной земле. Он горько плачет и скорбит о Русской земле. Он глубоко чувствовал все испытания, скорбь и страдания нашей великой Русской страны.

Причина скорби певца есть вместе с тем и причина бед родной страны — это княжеские усобицы и разорение разрозненной Руси врагами-иноплеменниками. Но у вещего поэта, несмотря на печальное настоящее, оставалась надежда на светлое будущее, на победу над врагом, на славу и величие Русской земли!

По всем перечисленным чертам пред нами встает благородный образ русского национального певца, автора «Слова о полку Игореве». Из глубины веков он, верный сын родины, завещал всему русскому народу горячо и беззаветно любить свою великую родину и неизменно хранить в своих сердцах идею единства Русской земли.

Имя автора «Слова о полку Игореве» осталось неизвестным, несмотря на все изыскания ученых. Однако, вдумываясь в содержание и в тон «Слова», можно составить довольно определенное понятие о том, кто был его певец. «Слово» — произведение в высшей степени субъективное, проникнутое глубоким лиризмом, и личность автора ясно отражается в нем.

Уже первый взгляд на тон и содержание «Слова» позволяет определить общественное положение неизвестного автора. Певец, безусловно, лицо светское. На это указывает отсутствие религиозного элемента в его произведении. Если б автор «Слова» был лицом духовным — священником или монахом — это, несомненно, отразилось бы и на языке его поэмы. Изложение поэмы было бы пересыпано цитатами из Священного Писания и из христианских молитв, и вообще во всем тоне слышалось бы религиозное настроение автора.

Даже идея «Слова» и взгляд автора на исторические события были бы другие, — можно полагать, такие же, как и в летописи Нестора, который волю Господа считает единственным двигателем истории, и во всяком историческом событии видит вмешательство Провидения в человеческую жизнь.

Во всяком случае, в поэме был бы немыслим тот языческий элемент, которым она проникнута от первой строки до последней. В богатстве языческих образов заключается вся поэтическая сила и вся оригинальность «Слова о полку Игореве», но именно эти образы и делают «Слово» произведением светским, и автором его могло быть тоже только светское лицо.

Само содержание «Слова» дает возможность еще ближе определить общественное положение его автора. Певец «Слова о полку Игореве», вероятно, был дружинник и близко стоял к княжеским сферам.

Он обнаруживает близкое знакомство с княжеской родословной и с княжескими отношениями. Он так живо рисует образы князей Игоря и Всеволода Святославичей и великого князя Святослава, что складывается впечатление, что певец, должно быть, знал их лично. Певец прекрасно понимал политическое положение современной ему Руси.

Поход Игоря и все его битвы изображены им так ярко, что можно с уверенностью сказать, что он сам принимал в них участие. Наконец, та любовь, с какой певец говорит о дружинной жизни, та нежность, с какой он рисует теплые отношения князя и дружины; та восторженность, с какой он говорит о храбрых курянах, например, — тоже свидетельствуют о том, что певец «Слова» был дружинник.

Но по содержанию можно составить не только понятие об общественном положении автора «Слова». По прекрасной поэме можно судить и о его умственном и нравственном развитии.

Певец «Слова» не мог не быть грамотным человеком. Идея поэмы и отношение автора к лицам и событиям обнаруживают в нем блестящее умственное развитие.

Эти идеи были еще новы в эпоху, когда жил поэт, и даже весьма немногие князья еще прониклись ими тогда. Если же певец так ясно проповедовал эти идеи, то само собою разумеется, что он был одним из самых развитых людей своего времени.

Вопрос о религии, к которой принадлежал автор «Слова» долгое время был спорным в литературе, хотя все данные говорят за то, что певец был христианин. Если еще Владимир Святой объявил, что будет считать своим личным врагом каждого русского, который не примет
христианства, то немыслимо было бы, чтобы дружинник и притом такой развитый человек, в XII веке был язычником.

В «Слове» даже встречается несколько выражений, которые могли выйти только из уст христианина. Певец на всем протяжении своего произведения называет половцев «погаными», а «поганый» — оскорбительный эпитет язычника. Наоборот, Богородицу Пирогощую певец называет святою. Наконец, заключительные строки поэмы ярко свидетельствуют о христианстве певца: «Здрави князи и дружина, поборая за христианы на поганые попки!» — восклицает певец, описывая возвращение Игоря из плена и радость, охватившую по этому поводу всю Русь.

То, что поэзия «Слова» проникнута как бы языческим духом, нисколько не может служить доказательством того, что автор был якобы язычником.

Языческий элемент, с одной стороны, отражение глубокого чувства красот природы, которым проникнута вдохновенная душа такого поэта; а с другой стороны — это одно из психологических средств, которыми певец воспользовался для усиления художественной стороны своего произведения. Народные суеверия и языческие образы вообще представляют благодарный материал для романтической поэзии, а «Слово о полку Игореве», по существу своему, произведение романтическое.

Из всего сказанного ясно, что это был человек в высшей степени выдающийся, на целое столетие, можно сказать, опередивший свою эпоху и бывший представителем лучших народных идей, только назревавших в то время.

4.6 / 5. 8

.