5
(1)

Рядом с образом Мазепы стоит в «Полтаве» образ Карла 12. Война — его стихия и цель. По выражению Пушкина, он «любовник бранной славы, для шлема кинувший венец». Не интересы государства, а «беглое счастье» победы у него на первом плане. По характеристике Мазепы, Карл — «воинственный бродяга». «Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном».

В нём нет тех качеств, которые необходимы для государственного деятеля: сознания интересов государства и служения им, трезвого ума и дальновидности, способности здраво оценивать сложившуюся обстановку и делать правильные выводы. По словам Мазепы, «он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив». Он не видит тех «новых сил» Петра, с которыми встретился на Полтавском поле. Он слишком поздно понял, что перед ним

Легкомысленная привычка полагаться на своё военное счастье все же толкнула Карла на решение дать бой русским. Но Полтавский бой показал, что решает сражение не слепое счастье «баловня побед», а патриотический подъём и выучка солдат, борющихся за родину, за правое дело.

Личность Карла XII рисуется поэтом, главным образом, перед генеральной битвой. Карл был вынесен на носилках больной, недвижимый; лицо его мрачно и печально; им овладело смущение; может быть, его упрекала совесть в том, что он, побуждаемый жаждой славы и могущества, сделался виновником кровопролитной битвы; может быть, его мучила досада на свою рану, не позволявшую ему теперь стать в ряды сражающихся, — или зависть к Петру, предчувствие поражения и преждевременный стыд за свою увядающую славу.

5 / 5. 1

.