0
(0)

Лирический цикл А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Александр Блок утверждал, что вся его поэзия—это единое произведение, своего рода роман в стихах, лирическая «трилогия, посвященная одному кругу чувств и мыслей». Не случайно незадолго до смерти он «выстроил», собрал свою лирику в три тома и настаивал на строгом соблюдении предложенного им порядка. Три тома лирики соответствуют трем этапам судьбы, или, по собственному определению Блока, «пути».

Книга первая: 1898—1904 гг.: «Ante Lucem» (до света), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Книга вторая: 1904—1908 гг.: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», разные стихотворения, «Город», «Снежная маска», «Фаина» и «Вольные мысли».

Книга третья: 1907—1916 гг.: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», разные стихотворения, «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина» и «О чем поет ветер».

Кроме того, в основное собрание не вошли циклы «За гранью прошлых дней», разные стихотворения, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».

Говоря о лирике Блока, необходимо рассматривать не отдельные стихотворения сами по себе, а ряд стихотворений как некое единство (одноэлементная лирическая система — см. билет 5). Наиболее простая жанровая форма здесь —ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, в котором стихи связаны только хронологической последовательностью, с чего обычно начинают юные поэты. С этого начинал М.Ю. Лермонтов, с этого начинал Блок. Единство более высокого уровня—ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, объединенный сквозной темой и посвященный общей идее.

В стихах первого тома три персонажа—лирический герой и две его возлюбленные, одна из которых—страсть, вторая—возвышенная любовь. Реальные прототипы—Ксения Михайловна Садовская и Любовь Дмитриевна Менделеева.

Александр Блок утверждал, что вся его поэзия-это единое произведение, своего рода роман в стихах, лирическая «трилогия, посвященная одному кругу чувств и мыслей». Не случайно незадолго до смерти он «выстроил», собрал свою лирику в три тома и настаивал на строгом соблюдении предложенного им порядка. Три тома лирики соответствуют трем этапам судьбы, или, по собственному определению Блока, «пути».

Говоря о лирике Блока, необходимо рассматривать не отдельные стихотворения сами по себе, а ряд стихотворений как некое единство Наиболее простая жанровая форма здесь — ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, в котором стихи связаны только хронологической последовательностью. Именно с этого жанра и начал юный Блок, а первым таким «дневником» стала книга «Ante Lucem» (до света) написанная в 1898-1904., в которую вошли циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

НО в 1901 г.—Соловьев. Появление иного смысла у личной драмы Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»—ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ. Меняется настроение лирического героя—не усталость от жизни, а ожидание светлого счастья. Идет погружение в сны и туманы, язык полон таинственных намеков и иносказаний (символизм). Раннему Блоку было практически безразлично, в какой стране, в какой среде обитает его Прекрасная Дама. Однако ледяное дыхание “страшного мира”, прежде всего революция 1905 года, заставили его в буквальном и переносном смыслах ощутить почву под ногами.

В начало второго тома Блок поставил стихотворение, написанное несколько позже—в апреле 1905 г.: «Ты в поля отошла без возврата…», которое непосредственно связано с предыдущим циклом и продолжает тему прощания с Вечной Женственностью. Но это стихотворение обращено не к ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ, а к самой идее. Сущность этого периода—крушение прежней концепции мира и поиск новой. Об отсутствии прежней цельности говорят даже сами названия циклов. Расчет с прежней верой —«Балаганчик»—пародийность стиля Прекрасной Дамы, пародийность самой пары и т.п.

в ответе маловато цитат!

0 / 5. 0

.