0
(0)

Урок «Лирика Пушкина».

«К А.П.Керн», «Я вас любил», «Пророк»
Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего совершенства, что раскрывается не сразу. Слов немного, но они такие точные, что означают все. В каждом слове бездна пространства.
Николай Гоголь

Цель урока : охарактеризовать основные темы лирики Пушкина, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирических произведений; воспитывать у учащихся чувство гражданина и лучшие человеческие черты.
Оборудование: репродукция портрета Н.Гончаровой, скульптуры М.Баранова «Пушкин и его муза»; грамзаписи пластинки «Я помню чудное мгновенье» (воспоминания А.Керн из книги «Письма женщин к Пушкину», романсов Глинки «Я помню чудное мгновенье «, О.Даргомижського или О.Аляб Прокофьева» Я вас любил «.
Тип урока: усвоение новых знаний и развития умений и навыков.
Содержание работы *
Лекция.
Характеристика тематики и художественного совершенства лирики Пушкина. Ведущие мотивы пушкинской поэзии:
1) Патриотическая лирика:
а) любовь к родной природе;
б) гордость за героическое прошлое своего народа;
в) чувство национальной гордости.
2) вольнолюбивые лирика:
а) протест против самодержавия и крепостничества;
б) стремление к «святой вольности»;
в) воспевание свободолюбия, независимости человека.
3) Тема поэта и поэзии:
а) отношения поэта и власти;
б) назначение художника в обществе;
в) поэт и народ; поэт и толпа;
г) оценка собственного творчества.
4) Тема дружбы:
а) дружба как братский союз лицеистов;
б) дружба как единство единомышленников.
5) Любовная лирика:
а) любовь как идеальное, высокое чувство человека;
б) любовь безответная. *
Литературно-музыкальная композиция на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и «Я вас любил».
Ознакомление учащихся с пушкинским стихотворениям может быть в форме прослушивания грамзаписи романсов на эти стихи, а также их выразительного чтения под звучание музыкальных произведений Глинки, О.Даргомижського или О.Аляб Прокофьева и рассказы об адресатах этих стихов. Обязательным требованием к литературно-музыкальной композиции должна быть эмоциональная приподнятость, искренность, атмосфера доверительности. Приведем некоторые ее фрагменты.
Слова Пушкина «Я вас любил …» были обращены к 19-летней Анны Олениной, дочери президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Этой умной, хорошо воспитанной и красивой девушке поэт посвящает немало стихов — «Зачем твой Дивный карандаш», «Ты и вы», «Ее глаза», «Город пышный, город бедный»). С его стороны было страстное увлечение, глубокие чувства, он предложил в 1828 г. ей руку и сердце, но получил отказ, поскольку Анна Оленина, хотя и искренне считала Александра Сергеевича «самой интересной человеком своего времени и выдающимся деятелем на поприще литературы», однако не было планов на брак. Стихотворение «Я вас любил» был последним прощанием этого большого и благородного чувства. *
Беседа. —
Какие чувства вызвал у вас это стихотворение «Я помню чудное мгновенье …»? О чем в нем рассказывается, —
Какие события жизни Пушкина легли в основу этой поэзии? Кому она посвящена? —
На какие части можно разделить стихотворение? Следите за изменением настроения лирического героя. —
Какими художественными средствами создан портрет любимой, —
Какие изменения произошли в жизни и душе лирического героя, —
Как встреча с давней возлюбленной помогла возродиться душе лирического героя? Какие чувства он испытал, —
Какие художественно-изобразительные средства служат передачи эмоциональной приподнятости и волнения лирического героя, —
Почему поэт не изображает детального портрета любимой, а создает обобщенный женский образ, который становится источником высокого поэтического вдохновения?
Вопросы к стихотворению «Я вас любил»: —
Какое настроение навеяла на вас эта поэзия? Почему? —
Какие чувства лирического героя? Как он относится к девушке, —
Как повтор слова «любил» в каждой из трех частей стиха помогает
передать чувства и переживания влюбленного в прошлом, тепериш-нем и будущем времени, —
Есть ли в этом полном глубоких чувств стихи эмоционально окрашенная лексика, —
Можно ли назвать эту любовь без взаимности несчастной? Как этот монолог характеризует личность лирического героя? *
Выразительное чтение поэзии «Пророк».

Словарная работа.
Объяснение слов пророка, с душой жаждущих, ангел шестикрылые, перст, зрачок, Вещий, горный ангелов полет, зело дольнего, змея, внемли, «виждь», глагол. *
Беседа. —
Вот чьего имени ведется повествование в Этой поэзии, —
Почему Пушкин называет поэта пророком? Что вы знаете о деяниях библейски пророков, —
В каком душевное состояние Был поэт? Как вы понимаете слова «с душой жаждущих, без сил в пустыне темной я маялся», —
Объясните частотной использование в речи поэта-пророка архаизмов и славянизмов, —
Какими шестикрылый ангел сделал зрение, слух и речь поэта? Объясните использованы художественно-изобразительные средства. —
Что вложили ангел поэту в грудь вместо сердца —
Как вы понимаете высокое руководство, данное поэту Богом: «Встань, пророческое, виждь и внемли, сповняйся волей творца и, через моря идя и земли, глаголом прожигает сердца!», —
Отыщите в поэзии глаголы. Какую функцию они выполняют, —
С помощью каких средств поэтического синтаксиса автору удается передать в речи персонажей библейские интонации, —
Докажите, что стихотворение «Пророк» — это художественное обобщение размышлений Пушкина о роли поэта в Николаевской России после восстания декабристов. *
Работа с Эпиграфом урока. —
Докажите, что оценка, данная Н. Гоголю Пушкинское поэзии, истинно. *
Домашнее задание. Прочитать 1-ю главу романа «Евгений Онегин», индивидуальные исследовательские задачи: подготовить ролевую игру-инсценировки «В литературном кафе» У Вольфа и Беранже «, а также рефера-ное сообщение» Куда ведет цитата? «О Эпиграф к 1-й главы произведения.

0 / 5. 0

.