3
(1)

Макар Чудра. Сочинение.

Макар Чудра сочинение

Макар Чудра

В газете «Кавказ» появилось первое опубликованное произведение «Макар Чудра», подписанное псевдонимом М. Горький. Здесь писатель использовал обрамляющую композицию, Действительно, основное повествование предворяется таинственным ночным пейзажем, настраивающим читателя на лирический лад.

Пламя костра высвечивает фигуру главного героя рассказа — старого цыгана Макара Чудру. Не случайно в качестве главного героя выбран представитель цыганского племени, ведь именно этот народ является носителем вольнолюбивого духа, безграничного стремления к свободе, стремления жить по своим законам. Этот пятидесяти восьмилетний человек, многое повидавший и испытавший в жизни, раскрывает свою жизненную позицию перед случайным прохожим, пытается донести до него свое понимание смысла жизни. Самым главным качеством, главной ценностью, для Макара является свобода и независимость; к таким общечеловеческим ценностям, как труд, вера в Бога, он относится пренебрежительно: «Смешные они, твои Люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает».  Он с презрением относится к людям, с его точки зрения, несвободным, называя их рабами, которым неведома морская ширь и степной простор. Только ощущение свободы, независимости дает человеку право, по мысли Макара, чувствовать себя человеком. Чтобы подтвердить и обосновать свою точку зрения, Макар Чудра рассказывает страннику быль о любви двух красавцев-цыган — Радде и Лойко Зобаре. (Этот рассказ является именно былью, так как Макар говорит о событиях, свидетелем которых он был сам; он помнит героев — Радду, Лойко Зобара, старого солдата Данилу; по сути автор показывает момент рождения легенды). Герои этой были, так же как и рассказчик, несут в себе единое начало {безграничное стремление к свободе), доведенное до максимальной степени. Образы Радды и Лойко созданы средствами романтической гиперболизации.

Чрезмерность, преувеличение чувствуется во всем: в портрете, в поступках, в чувствах. Вот как описан портрет Лойко Зобара: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце». Радда же так прекрасна, что «о ней … словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть … » , В душе героев рождается любовь друг к другу. Но именно здесь возникает основной конфликт — противоречие между любовью и свободой.

Следует отметить, что в этом произведении Горький видоизменил традиционный для романтиков конфликт «чувство — долг», противопоставив два положительных качества: любовь и свободу. Любовь требует подчинения одного любящего другому, но для героев-максималистов, каковыми являются Радда и Лойко, это невозможно. Каждый из них свободу любит больше, но и жить дальше без любимого не может. Поэтому развязка этого неразрешимого конфликта может быть только трагической: не желая покориться женщине (а требованием Радды было, чтобы Лойко при всем таборе покорился ей как старшему товарищу, поклонился ей в ноги, то есть признал бы ее первенство), Лойко ударом кинжала убивает свою возлюбленную, но и сам погибает от руки отца Радды, старого солдата Данилы. Исключительность конфликта — в полном равенстве гордых и свободолюбивых героев. Рассказчик Макар Чудра всецело на стороне героев, он не осуждает их, а восхищается ими. Он уверен, что свободолюбие и любовь не могут примириться, так как компромисс вообще немыслим для романтического сознания.

Какова же авторская позиция в этом рассказе, согласен ли автор со своим героем? Одной из особенностей ранних произведений Горького является наличие образа повествователя, «прохобящего» , Этот незаметный образ и является выразителем авторской позиции. С одной стороны, автор, вслед за Макаром Чудрой, восхищается силой и красотой чувства, бескомпромиссностью героев, цельностью их характеров, с другой, он видит бесплодность такой позиции, приводящей к одиночеству и непониманию, отверженности от мира людей.

3 / 5. 1

.