Маяковский: тема поэта

В стихах, написанных после революции ( «Приказ по армии искусства»,  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фивинспектором о поэзии», первое вступление в.поэму «Во весь голос»), Маяковский всегда стремился познавать огромную силу воздействия искусства и литературы на людей. Убежденно и страстно поэт утверждает, что революционное искусство сродни оружию ( «как штыком, строкой просверкав»), оно помогает «строить и мести» улицы) новой жизни. Но поэзия не только орудие в борьбе с врагами революции, она также освещает людям жизнь, помогает. строить новое общество. Об этой функции поэзии написал Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). В стихотворении, представляющем собой развёрнутую метафору, описана фантастическая встреча поэта с солнцем. В первой-части стихотворения преобладает предельная точность в описании (указание на место, где произойдёт встреча. перечисление и описание бытовых деталей). Но далее бытовизм изображения сочетается с фантастикой (появление солнца, разговор с ним) — таким образом создаётся эффект «ирреального в реальном».

Лирический герой рассказывает о своей работе (плакаты для РОСТа), солнце — о том, как ему нелегко светить, но • взялось идти, идёшь — и светишь в оба!» Они разговаривают, как близкие товарищи, выполняющие одно и то же дело — освещают мир .в сером хламе» , Итоговый лозунг — «светить всегда светить везде! До дней последних донца» — не отвлечённая аллегория. а страстный призыв людям творчества противостоять :мраку равнодушия и невежества. Это стихотворение написано в разгар-работы в РОСТА, что определило его агитационный характер.

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926).
О замысле стихотворения Маяковский рассказал в статье «А что вы пишете»: «Качество писательской продукции (в связи с этим и положение писателя в нашем советском обществе) чрезвычайно пошатнулось, понизилось, дискредитировалось … Ощущению квалификации посвящено моё главное стихотворение последних недель -..:.. «Разговор с фининспектором о поэзии» В основе произведения — сценическая зарисовка. Лирический герой (поэт) явился на приём к фининспектору для того, чтобы решить налоговую проблему. Поэт недоумевает, почему его как налогоплательщика приравняли к «имеющим» «лабазы и угодья», в то время как его труд такой же, как и труд рабочего. Он отстаивает свой взгляд на поэзию, которая одновременно и « езда в незнаемое», и «добыча радия», а творческий процесс — это тяжелейшее «производство «строк» и «стихов». Включив в свою речь специальные термины «рифма — вексель, касса «склонений и спряжений», тариф, растрата, баланс, накладные расходы), герой стремится объяснить человеку, весьма далекому от поэзии, что его труд «любому труду родствен», это высокий и благородный труд, потому что приводит «в движение тысячи лет миллионов сердца» .

Вступление к поэме «Во весь голос» (1930) рассматривают как итоговое произведение поэта. Вновь избрав форму разговора, автор пытается представить свой взгляд на поэзию, её назначение и содержание. Адресатом в этом стихотворении стали люди будущего «товарищи потомки»). Вступление к поэме о пятилетке (как задумал автор) было впервые прочитано на открытии выставки «20 лет работы Маяковского» 1 февраля 1930 года в
Доме Федерации объединения советских писателей. Образную структуру центральной части стихотворения определяет развернутая метафора «поэзия. — «оружие».

Вновь обратившись к встречавшейся в более ранних стихах метафоре (поэзия — оружие), автор стремится объяснить людям будущего содержание своих стихов, почему его стихи не всегда благозвучны и изысканны, почему поэт наступал «на горло собственной песне». («Очень часто в последнее время вот те, кто раздражён моей литературно-публицистической работой, говорят, что я стихи просто писать разучился и что потомки меня за это взгреют».) Роль поэта во вступлении к поэме представлена как нечто утилитарное: он может быть ассенизатором и водовозом, агитатором, если это потребуется. «Революцией мобилизованный», он вынужден был уйти на «фронт из барских
садоводств поэзии» для того, чтобы очистить мир от скверны ( «поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» ). Во имя всеобщего социального права он добровольно смирял своё лирическое «я», провозглашая примат классового начала в поэзии: враг рабочего — враг поэта (принцип социального заказа).

Как и в стихотворении А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный … », в стихотворении Маяковского возникает мотив славы. Поэт отказывается от известности, ему безразлично сегодняшнее благополучие ( «Мне и рубля не накопили строчки … »). Для него важнее сознание того, что его стихи помогут приблизить новую жизнь:

… пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Свод идеологических принципов, которыми руководствуется поэт в своей практике, воплотились в безупречной художественной форме стихотворения, которое отличает поэтическая цельность, точность словесных формулировок, звукопись, ритм, соответствующие патетике отрывка.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола