0
(0)

В стихах, написанных после революции ( «Приказ по армии искусства»,  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фивинспектором о поэзии», первое вступление в.поэму «Во весь голос»), Маяковский всегда стремился познавать огромную силу воздействия искусства и литературы на людей. Убежденно и страстно поэт утверждает, что революционное искусство сродни оружию ( «как штыком, строкой просверкав»), оно помогает «строить и мести» улицы) новой жизни. Но поэзия не только орудие в борьбе с врагами революции, она также освещает людям жизнь, помогает. строить новое общество. Об этой функции поэзии написал Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). В стихотворении, представляющем собой развёрнутую метафору, описана фантастическая встреча поэта с солнцем. В первой-части стихотворения преобладает предельная точность в описании (указание на место, где произойдёт встреча. перечисление и описание бытовых деталей). Но далее бытовизм изображения сочетается с фантастикой (появление солнца, разговор с ним) — таким образом создаётся эффект «ирреального в реальном».

Лирический герой рассказывает о своей работе (плакаты для РОСТа), солнце — о том, как ему нелегко светить, но • взялось идти, идёшь — и светишь в оба!» Они разговаривают, как близкие товарищи, выполняющие одно и то же дело — освещают мир .в сером хламе» , Итоговый лозунг — «светить всегда светить везде! До дней последних донца» — не отвлечённая аллегория. а страстный призыв людям творчества противостоять :мраку равнодушия и невежества. Это стихотворение написано в разгар-работы в РОСТА, что определило его агитационный характер.

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926).
О замысле стихотворения Маяковский рассказал в статье «А что вы пишете»: «Качество писательской продукции (в связи с этим и положение писателя в нашем советском обществе) чрезвычайно пошатнулось, понизилось, дискредитировалось … Ощущению квалификации посвящено моё главное стихотворение последних недель -..:.. «Разговор с фининспектором о поэзии» В основе произведения — сценическая зарисовка. Лирический герой (поэт) явился на приём к фининспектору для того, чтобы решить налоговую проблему. Поэт недоумевает, почему его как налогоплательщика приравняли к «имеющим» «лабазы и угодья», в то время как его труд такой же, как и труд рабочего. Он отстаивает свой взгляд на поэзию, которая одновременно и « езда в незнаемое», и «добыча радия», а творческий процесс — это тяжелейшее «производство «строк» и «стихов». Включив в свою речь специальные термины «рифма — вексель, касса «склонений и спряжений», тариф, растрата, баланс, накладные расходы), герой стремится объяснить человеку, весьма далекому от поэзии, что его труд «любому труду родствен», это высокий и благородный труд, потому что приводит «в движение тысячи лет миллионов сердца» .

Вступление к поэме «Во весь голос» (1930) рассматривают как итоговое произведение поэта. Вновь избрав форму разговора, автор пытается представить свой взгляд на поэзию, её назначение и содержание. Адресатом в этом стихотворении стали люди будущего «товарищи потомки»). Вступление к поэме о пятилетке (как задумал автор) было впервые прочитано на открытии выставки «20 лет работы Маяковского» 1 февраля 1930 года в
Доме Федерации объединения советских писателей. Образную структуру центральной части стихотворения определяет развернутая метафора «поэзия. — «оружие».

Вновь обратившись к встречавшейся в более ранних стихах метафоре (поэзия — оружие), автор стремится объяснить людям будущего содержание своих стихов, почему его стихи не всегда благозвучны и изысканны, почему поэт наступал «на горло собственной песне». («Очень часто в последнее время вот те, кто раздражён моей литературно-публицистической работой, говорят, что я стихи просто писать разучился и что потомки меня за это взгреют».) Роль поэта во вступлении к поэме представлена как нечто утилитарное: он может быть ассенизатором и водовозом, агитатором, если это потребуется. «Революцией мобилизованный», он вынужден был уйти на «фронт из барских
садоводств поэзии» для того, чтобы очистить мир от скверны ( «поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» ). Во имя всеобщего социального права он добровольно смирял своё лирическое «я», провозглашая примат классового начала в поэзии: враг рабочего — враг поэта (принцип социального заказа).

Как и в стихотворении А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный … », в стихотворении Маяковского возникает мотив славы. Поэт отказывается от известности, ему безразлично сегодняшнее благополучие ( «Мне и рубля не накопили строчки … »). Для него важнее сознание того, что его стихи помогут приблизить новую жизнь:

… пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Свод идеологических принципов, которыми руководствуется поэт в своей практике, воплотились в безупречной художественной форме стихотворения, которое отличает поэтическая цельность, точность словесных формулировок, звукопись, ритм, соответствующие патетике отрывка.

0 / 5. 0

.