3.1
(10)

Рассматривая творчество Гоголя по этапам, очень важно показать закономерность перехода писателя от цикла преимущественно романтических повестей «Вечеров» к циклу преимущественно реалистических повестей «Миргорода».  В 1835 г. Гоголь издает сразу 2 цикла своих произведений: «Миргород, повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабески. Разные сочинения». В сборник «Миргород» вошли повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» указывает на преемственность между первым и вторым циклами произведений Гоголя. Своеобразным мостом между ними является повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», включенная во вторую книгу «Вечеров». В ней уже даны реалистические картины действительности, типичные образы помещиков-крепостников, изображаемых в сатирическом плане.  Включение реалистической повести в романтический цикл не было случайным. Гоголь тяготел к обличению пошлой жизни современного ему общества. Уже в первом рассказе «Вечеров» — «Сорочинской ярмарке» отчетливо слышатся нотки грусти, которые, несомненно, являются следствием раздумья поэта над несоответствием нарисованной картины радостной безмятежной жизни и современного общественного бытия. И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем  помочь ему», — читаем мы в повести. Идея несоответствия разумного бытия человека и современной  писателю общественной жизни проводится и в цикле «Миргород», построенном по принципу антитезы. Героям «Старосветских помещиков»  и «Ссоры», паразитам-помещикам, потерявшим человеческий облик, отравляющим своим существованием здоровую атмосферу жизни, писатель противопоставляет людей нормы, настоящих героев, нарисованных им в «Тарасе Бульбе». «Как две полярности одной и той же силы,  как две противоположные крайности одной и той же идеи — идеи действительности, мы представили «Тараса Бульбу» и «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», — писал Белинский.

Знакомство и дальнейшая дружба с Пушкиным воодушевили Гоголя  с удвоенной силой, с изумительной охотой приняться за литературную  деятельность. В четыре года, с 1832 до 1836, он написал целый ряд  замечательных произведений, в том числе и сборник «Миргород», который явился продолжением «Вечеров на хуторе». 8 этот сборник вошли повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть  о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».  Громадное напряжение сил проявил Гоголь в этот период. Его жизненный опыт неизмеримо расширился. Петербург, трудовая жизнь, новые встречи и знакомства обогатили его удивительно наблюдательный ум огромным запасом новых впечатлений, новых образов и мыслей, которые требовали для себя выражения в слове. От чудного мира юношеских грез пришлось обратиться к сухой и черствой житейской прозе.  Переход этот произошел постепенно.  В сборнике «Миргород» уже нет веселого рассказчика, умеющего  в живой картине представить поэтическую сторону народной жизни;  здесь представлен серьезный и вдумчивый художник, у которого смех и  слезы вытекают из глубокого понимания жизни и вследствие этого нередко так близко граничат между собою, что не знаешь, где кончается смех и где и начинаются слезы.

3.1 / 5. 10

.