4.1
(32)

«МЁРТВЫЕ» И «ЖИВЫЕ» ДУШИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ

План
1. Вступление.
Идея и сюжет поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Основная часть.
2.1 В городе NN.
2.2 «Мёртвые души» помещиков:
а) Манилов;
б) Коробочка;
в) Ноздрёв;
г) Собакевич;
д) Плюшкин.
2.3 «Живые души» народа.
3. Заключение.
«Противостоять «мёртвым душам» должна удалая, полная силы национальность, у которой всё пёстро, ярко, одушевлённо».
А.Герцен
Идею поэмы «Мёртвые души » сам Николай Васильевич Гоголь определил так: « … показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно.
Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков. Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обремененные моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мертвой душой в человеческой оболочке.
Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека.  Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», С восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке.
Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов. В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. « Крепколобая » и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души».
Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным.
Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек — восклицает Гоголь.
Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными.Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную
роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, при водит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину. Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, — которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь вое-таки видит «живую душу» народа.
Крепостной плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги». Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкии в любом доме печь поставит. Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском простор е вместе с бурлаками.
Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном.
Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение — желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.

4.1 / 5. 32

.