Наталья Ласунская

Тургенева справедливо называют певцом русской женщины, певцом идеальной женской любви. Когда говорят о «тургеневской женщине», то перед умственным взором встает сильная, цельная и поэтическая натура, стремящаяся к иной жизни, чем та, которая окружает ее в обычной дворянской среде, ищущая ответа на вопрос, что делать, чтобы жизнь явилась служением идеалу. Она беззаветно идет за избранником своего сердца, видя в нем руководителя на жизненном пути, готовая стать его другом и помощником в большом общем деле. Такая женщина часто оказывается духовно сильнее мужчины, с которым ее сталкивает судьба, она выступает его моральным судьей. Образ Натальи начинает собой в романах Тургенева галерею подобных женских типов. Наталья не похожа на обычных девушек своего круга. Она серьезна, вдумчива, любит читать и глубоко чувствует прочитанное. «Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально — точно она себе во всем хотела дать отчет», — пишет Тургенев. Но при первом знакомстве с ней читателя Наталья еще спокойна. Со стороны она кажется даже холодной и флегматичной. В начале романа Наталья предстает перед читателем как девушка, по своему духовному складу способная к развитию, но еще не осознавшая своих внутренних сил. Встреча с Рудиным способствует быстрому духовному созреванию Натальи. Хотя она и не совсем понимала содержание речей Рудина, но их горячий пафос начинал отделять ее от обыденности, открывая новые стороны существования, повергая в поток новых высоких переживании Тургенев подчеркивает, насколько поэтична и прекрасна была для Натальи эта новая жизнь, раскрывающаяся в общении с Рудиным. Рудин становился для Натальи наставником и вождем. «Пока — одна голова у ней кипела … но молодая голова недолго кипит одна»,- замечает Тургенев и мастерски показывает зарождение и развитие чувства любви у Натальи к Рудину. Это чувство для нее серьезно, глубоко и неотделимо оттого нового, что вошло в ее жизнь вместе с Рудиным. Духовное созревание Натальи проявляется и в окончательном формировании ее характера. Все лучшее, что было заложено в ней, что дремало в глубине, выступает наружу и находит свое полное завершение. Кажущаяся холодность и рассудочность исчезла, скрытые чувства вылились в большую страсть. В своей любви Наталья пряма, честна и сильна. Так же сильна она и в несчастье. Наталья противопоставлена Рудину по своей натуре — по характеру. Лежнев говорил, что значение Рудина в том, что он бросал добрые семена в такие молодые души, «которым при рода не отказала, как ему, в силе деятельности, в умении исполнять собственные замыслы». Именно такой «молодой душой» и предстает перед нами Наталья. В кульминационных сценах она вырастает в человека смелого и решительного в своих поступках и, тем самым, возвышается над Рудиным. «Какая сила воли! .. Как я был жалок и ничтожен перед ней!» — восклицает Рудин. Тургенев подчеркивает, что в Наталье как раз есть то, чего не хватает Рудину — страсть; она действует, исходя не из логических схем, а отправляясь от непосредственного чувства. В этом и есть ее неизмеримое превосходство над Рудиным. Тургенев, в согласии с исторической правдой, показывает, что Рудину некуда было увести за собой Наталью из ее среды; Наталья, не имея никаких реальных перспектив изменить формы своей жизни, идет по общему пути — спустя два года она выходит замуж за Волынцева. Более того, увидев ясно слабодушие Рудина, она вырывает из своего сердца не только любовь к нему, но и всякую память о нем. И все-таки встреча с Рудиным была благотворна для Натальи, так как способствовала ее духовному росту. В образе Натальи запечатлена начальная ступень духовного пробуждения русской женщины.

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола