0
(0)

Читать рассказы А.П. Чехова, смотреть его пьесы интересно, но трудно. А.С. Суворин в письмах говорил о чрезмерной объективности чеховского повествования и даже называл ее равнодушием к добру и злу. Читатель ведь привык к тому, что в произведении писатель показывает отношение к описываемым им событиям, а Чехов не оценивает, он только показывает жизнь, но говорит ли это о его равнодушии? Чехов не считал нужным, да и возможным в маленьких рассказах «сочетать художество с проповедью». В письме А.Н. Плещееву в 1889 году он писал: «Задача моя – правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне не известна, как не известна никому из нас». Позволим себе психологическое наблюдение: человек не всегда знает, как надо поступать, не знает идеала жизни, но хорошо его чувствует, понимает, к чему надо стремиться.

А.П. Чудаков писал, что в рассказах Чехова «отрезок не вырезан, но осторожно вынут… взят как бы любой отрезок со всем его существенным и случайным содержанием». В жизни много, казалось бы, ненужного, мимолетного, но это и есть жизнь, без этих случайностей она уже недостаточно правдиво показана, не так, как она есть на самом деле.

Может нельзя вообще объяснить причины поступков, состояний героев, потому что жизнь так устроена? Ведь что значит «пересказать» – сказать избыточно, полностью объяснить. А жизнь сложнее, нелепее… она может быть названа абсурдной .

В рассказах Чехова часто герои не слышат друг друга: или вообще не понимают происходящего вокруг, или это кажется нелепым, странным. – Почему так происходит? Может, потому что мир неразумен? И поэтому не понятна логика поведения героев, ее, вообще, нет в жизни? А что другое есть?

Абсурдность жизни может быть объяснена, например, властью вещи над человеком в рассказах Чехова. Иногда вещь может рассказать больше о хозяине, чем его поступки или внешность. Например, Чехов рассердился из-за того, что в одном провинциальном театре Дядю Ваню показали опустившимся помещиком. «А каким же он должен быть?» — спросили его. — «Да у меня же там все подробно написано». А это «подробно» заключалось в ремарке с указанием на то, что у дяди Вани шелковый галстук. Чехов считал, что этого совершенно достаточно не только для обозначения его одежды, но и для понимания самого героя. Почему важно, что галстук был именно желтый? Может быть, потому, что вещь, и даже материал ее, — все это способно рассказать о человеке больше, чем он сам может рассказать о себе?

К.С.Станиславский так объяснял ремарку о галстуке: «И тут дело было не в галстуке, а в главной идее пьесы. Самородок Астров и поэтически-нежный дядя Ваня глохнут в захолустье, а тупица профессор блаженствует в С.Петербурге и вместе с себе подобными правит Россией. Вот затаенный смысл ремарки».  Вещи играют в жизни человека иногда важную роль, хотя почему так происходит, человеку самому не всегда понятно. Приведем пример из записных книжек Чехова: «Вещь не нужная, альбом с забытыми фотографиями лежит в углу на стуле, лежит уже лет 20, и никто не решается его выбросить». Почему не решается, какая сила мешает? Власти? А может, эти фотографии герою все-таки дороги, только почему-то он забыл об этом? Но какая-то связь же есть между вещью и человеком есть? И она может быть очень сильной: «Человек и вещи поменялись местами… жизненная энергия, которой должны обладать люди, переходит на предметы…. человек обесценивается, лишается воли, подчиняется, зависит от бездушных реалий предметного мира».[2] Для человека важны оказываются предметы, окружающие его. Они способны влиять на настроение героя, отношение к ним высказывается рядом с отношением к дорогим его людям. В пьесе «Три сестры» Кулыгин говорит: «Главное во всякой жизни ее форма… Маша меня любит. Моя жена меня любит. И оконные занавески тоже туда с коврами… Сегодня я весел…» Казалось бы, при чем здесь занавески? Они тоже играют большую роль в восприятии мира, такую же, как и окружающие героя люди, вещи могут помогать внутренне уверенней себя чувствовать героям, не так одиноко; но опять странно, ведь люди должны помогать друг другу, понимать друг друга, при чем здесь вещи? Чехов недосказывает, а можем ли мы точно ответить, отчего так происходит?

Можно также привести другой пример: Ольга в пьесе говорит Наташе о том, что нехорошо, что одет на ней зеленый пояс и никакая это не примета, «просто странно». Действительно, непонятно.

Почему же вещи влияют сильно на настроение героев? Потому что человек одинок, никто не может понять его

Герои не могут найти смысла жизни, и от этого не находят счастья, цели:

Маша: Все-таки смысл?

Тузенбах: Смысл… Вот снег идет. Какой смысл?

Здесь всё недосказано. Маша говорит, что ответы на вопросы, которые человек задает себе (и не может ответить на них), можно найти в вере, а иначе «все пустяки, трын-трава». Но вера тоже необъяснима логически. Тузенбах отвечает: «Трудно спорить с вами, господа. Ну вас…»

Можно ли знать смысл жизни? — Наверное, можно, только у каждого он свой. Что-то действительно невозможно объяснить, но тогда возможно ли все знать?

Вещи становятся главными, и теряется сам человек. Пример этому можно найти и в рассказе «Скучная история». Это записи старого человека, умного, честного, начинавшего свою жизнь интересно для себя. Раньше он читал лекции «вдохновенно». Но все «это было прежде». Теперь же это почему-то исчезло, жизнь стала для него скучной. Жена, дети для него стали чужими, но он все равно живет с ними. В рассказе часто встречаются такие причины поступков, как «машинально», «без всякой надобности»; показывается совершенная бессмысленность каких-то событий в жизни, однообразность ее. И главное, герой-то это понимает, видит натянутость отношений между людьми: «делаю вид», «мы стараемся показать друг другу, что оба… очень рады видеть друг друга». Он отмечает какие-то лишние предрассудки в отношениях между людьми: «не принято, а я бы послушал», — но не хочет этого всего изменить! Он говорит о себе: после обеда… я без причины плачу и прячу голову под подушку… Я хочу прокричать, что я отравлен!»- отчего? – он не может себе объяснить, но чувствует что в жизни что-то происходит неправильно. – Что и почему? – Чехов не отвечает на эти вопросы, наверное лучше, чтоб читатель задал их себе сам.


 

0 / 5. 0

.