0
(0)

Невский проспект в произведениях Гоголя

«Невский проспект» принадлежит к числу  «знаковых» произведений Гоголя. И не только потому, что вместе с так называемыми петербургскими повестями воссоздает картину российской столицы  определенного времени,  с ее  социальными  контрастами,  интересами,  вкусами ее обитателей,  принадлежащих к разным слоям общества. И не только потому, что знакомит читателя с оригинальными характерами, вошедшими в галерею типов русской литературы. Но и потому, что лежит на магистральном направлении творчества Гоголя, да и других русских писателей. Имеется   в виду проблема противоречий мечты и действительности, идеала и повседневности – одна из основных проблем русской, более того- мировой литературы.

Невский проспект — главная улица Петербурга, на которой в строго определенное время происходит своеобразный парад сословий. Среди гуляющих можно было встретить и юного Евгения Онегина, совершающего моцион —
«Пока недремлющий брегет / Не прозвонит
ему обед».

Всё чинно, спокойно, даже торжественно.  Но — «не верьте этому Невскому
проспекту!» — восклицает писатель. -Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется». Самые немыслимые приключения происходят на этом проспекте, самые неожиданные встречи будоражат людей, а иногда ломают их судьбы. Словно какой-то демон водит толпу, превращая движущуюся панораму проспекта в фантасмагорию. Неслучайно мотив Невского проспекта (если можно так сказать) звучит почти в каждой петербургской повести Гоголя.

На Невском проспекте снимал богатую квартиру художник Чартков, поддавшись дьявольским чарам золота.

По Невскому проспекту обыкновенно ежедневно прогуливался майор Ковалев, выставляя на показ причудливые бакенбарды и чрезвычайно чистые воротнички манишки; там же, на Невском, происходит его неожиданная встреча с пропавшим носом. А из беседы Ковалева с чиновником узнаем, что казначеем какого-то заведения был … пропавший пудель. По Невскому проспекту бродил «инкогнито» вообразивший себя испанским королем Поприщин, собравшийся сообщить о своей «тайне» проезжавшему русскому императору.

На Невском проспекте завязывается интрига, сведшая в могилу героя повести.

Рисуя Невский проспект, Гоголь ведет читателя за его пределы. Мы оказываемся в бедной комнате неизвестного художника; опускаемся на самое дно Петербурга — в обиталище продажных женщин; попадаем на Мещанскую улицу к немцам-мастеровым.
Почти незаметными штрихами, брошенными как будто вскользь замечаниями писатель вскрывает корни -всестоличного», да и всероссийского алогизма жизни.

В этом городе, «в земле снегов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно», царит «меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург».

На Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах «жадность, и корысть, и надобность выражается на идущих и летящих в каретах и на дрожках» даже сильнее, чем на Невском проспекте. А когда Пискарев входит в жилище падшей женщины, писатель добавляет, что жалкий разврат есть порождение «мишурной образованности и страшного многолюдства столицы».

Не остается без внимания и государственная служба: «Какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу!

Но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников» (с таким «тонким» обращением начальников можно встретиться в повестях «Записки сумасшедшего» и — Шинель»).

В «Мертвых душах» Гоголь иронически отзывался о писателях, которые стремятся изображать «гостиные и похваляться знанием высшего общества», а в модных повестях рисуют «Звонских, Линских, Лидиных, Греминых и всяких ловких военных людей». Он имел в виду авторов так называемых светских повестей, в частности Бестужева-Марлинского, в чьих произведениях действуют романтические герои — офицеры Гремин, Стрелинский («Испытание»), Стеллинский «Фрегат «Надежда»») и многие другие.
«Невский проспект» — произведение принципиально новое. Не говоря уже о его критической направленности, на его страницах предстают иные герои и иные конфликты.

0 / 5. 0

.