Незнакомка Анализ стихотворения Блока

Мир «Незнакомки»  «дик», «глух», «скучен». «Уже первая строка даёт два полустишия, первое из которых вполне созвучно по лексике «Стихам о Прекрасной Даме», а второе имеет резко сниженный смысл: «По вечерам» — «над ресторанами». «Вечера» … — время встречи поэта с «Девой, Зарей, Купиной» — оказываются «вечерами над ресторанами», временем дачного флирта и скуки. Для «первого тома» «вечера» и «рестораны» были бы образами антонимичными. Теперь они объединены единством строки, интонации, аллитерационно-ассонансного созвучия … На таких столкновениях построена вся первая часть стихотворения («весенний» — «тлетворный»; «чуть золотится» — «крендель булочной», «а в небе» — «бессмысленно кривится диск»)»

Несомненно сходство отдельных словесных образов стихотворений: «Дыша духами и туманами» (Блок) и « … опьянила томящим сумраком духов» (Брюсов); « … очи синие бездонные» (Блок) и «в моих глазах ещё синела … » (Брюсов). Местами встречи лирических героев с «незнакомкой» стали: в первом случае — улица, во втором — ресторан. Лирическая героиня в стихотворении Брюсова — обычная «прохожая», в стихотворении Блока — одна из посетительниц ресторана. Но такая ли обычная? В «Незнакомке» о ней сказано: и веют древними поверьями

Её упругие шелка …

Она — тайна, она недосягаема! Она, может быть, всего лишь видение! Обращение к цветовой символике стихотворения Блока помогает понять различия в образах «незнакомки» и «прохожей». Укажем на присутствие «серого»: «над пылью переулочной» и одновременно противопоставление его «чёрному» (<<траурные перья» Незнакомки) «тёмная вуаль») и «синему» («очи синие бездонные»). «Синий» и «черный» в этом случае являются «знаком иных миров». «Синий» — признак некой беспредельности, сакральности . Символический «синий», в частности, является напоминанием о Прекрасной Даме. «Изображение героя принципиально двойственно. Он, с одной стороны, романтически противопоставлен окружающей пошлости (он «смирён и оглушён», а мажорные «пьяницы с глазами кроликов / Iп  viпо veritas! Кричат») и не случайно, что Незнакомка является ему. Вместе с тем он (сын земли!) нерасторжимо слит с окружающим, он часть его, а явление Незнакомки герою само может быть осмыслено и в плане иронии … » Несмотря на ироническое замечание лирического героя, звучащее в конце стихотворения ( … истина в вине»), « … дело не в вине, а в могучей силе вдохновения, творившего сказку из серой обыденщины» .

В «Незнакомке» отчётливо чувствуется тоска по земному, но высокому идеалу, отсутствующая в стихотворении Брюсова. В письме Брюсову от 17 октября 1906 года есть строчки (<<Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души) так что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, случайные … », подчёркивающие, что именно революция обострила блоковское неприятие общественного строя, и объясняющие появление стихов цикла «Мещанское житьё».

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола