0
(0)
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ХУДОЖНИКА И ФИЛИСТЕРА — ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ СКАЗКИ «КРОШКА ЦАХЕС» Е. Г. А. ГОФМАНА

Какими бы удивительными не казались сказки-новеллы Гофмана, они неразрывно связаны с окружающей действительностью.

Выдающийся немецкий романтик раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты только с помощью силы искусства.

В сказке-новелле «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» изображен кукольное государство, жизнь которого похоже на бессмысленный маскарад, а успех здесь часто зависит не от природных способностей, а от наличия покровителей или всевластных золотых монет. Так, родившись жалким и несчастным, Цахес благодаря чарам феи Розабельверде получает три волшебные волосинки, которые позволяют карлику притворяться изящную и образованную личность. Присвоив себе чужие победы, славу, любовь, он становится первым человеком в механической государстве — министром иностранных дел, кавалером ордена зеленого тигра с двадцатью пуговицами. Итак, можно сказать, что духовная и физическая уродливость Цахеса становится своеобразным олицетворением филистерского мира, Гофман изображает в карикатурном, комическом, сниженном плане.

Филистерство в науке символизирует комическая фигура профессора Моша Терпина, «апостола механизации жизни», изучает «птиц и животных в жареном виде».

Он едва знает природе, впрочем, овладел все тонкости карьерного продвижения. К нему благосклонна власти, поскольку он во что защищает и отстаивает ее интересы.Корысть, стремление прослыть и обогатиться, признание единой власти в княжестве — власти денег определяют поведение жителей «просветительской» государства. Мош Терпин мечтает женить Цахеса со своей дочерью, чтобы получить общественное признание. Министр фон Мондшейн, подготовив Циннобер мемориал, надеется получить за это от князя похвалу. Через гротескное изображение отношений руководящей верхушки княжества с Цахесом Гофман показывает, насколько искажено общество понимает ценность личности. Собственно, ценность здесь по сути равна цене, а репутация определяется табелем о рангах. Вещи в обществе заслоняют истинное, за кажущимся уже не видят ни духовной, ни природной красоты. Это отчетливо демонстрирует Проспер Альпанус, что играет с рукавами и фалдами Фабиана. Высмеивая проблему длины фрака, Гофман таким образом подчеркивает, насколько преувеличенным является отношение человека к вещам, которые ее окружают. С другой стороны, эти уродливые социальные явления, которые царят в кукольном обществе, порождены, по мнению писателя, именно волшебниками.Поэтому исправить ситуацию могут сами только сказочные силы, берут себе в помощники «энтузиастов».

Кукольном механическом мира филистеров противостоит романтический мечтатель Бальтазар. «Одаренный внутренней красотой» поэт спасение для себя находит на лоне природы. Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розы, потому что умеет разгадывать тайны природы. Однако его «поэтическое мировосприятие» имеет и другое свойство: Бальтазар видит окружающих такими, какие они есть на самом деле. Волшебство не могут заставить его видеть в Цахес достойную уважения личность. И как настоящий романтический герой Бальтазар выступает против того мира, который олицетворяет Циннобер, и побеждает.

А Цахес гибнет, оказавшись в серебряном горшке.

Фея жестоко ошиблась, полагая, что прекрасный дар прорастет и в душе Циннобер.Она говорит: «Но внутренний голос не проснулся. Твой заскорузлый, жизненно несостоятельный дух не смог подняться, ты не отделялся от низости ».

Так Гофман реализовал идею о гармонии: поэтический мир Бальтазара и Проспера Альпануса победил не только зло в лице Цахеса, но и вообще никчемный, прозаический мир. «Крошка Цахес» имеет счастливый финал: Бальтазар и Кандида женятся. Однако гофмановское ирония преследует героев и здесь: идеал мечтательного романтика (соловей и роза) превращается в совершенно филистерский уют — идеальное кухню и отличную капусту.

0 / 5. 0

.