0
(0)

Обе темы требуют краткой характеристики эпохи как почвы, на которой формируется новый человек — демократ разночинец-нигилист.
Главный герой обеих тем — Базаров. Первая тема требует более  глубокого раскрытия образа Базарова: происхождение, социальное положение, образ мыслей, отношение к окружающим и т.д.; вторая — акцентирует внимание на философских, общественно-политических, нравственных взглядах Базарова-нигилиста.  Таким образом, и первая, и вторая темы предполагают освещение авторской позиции, но с разных сторон: первая — отношение к революционерам-демократам Тургенева  как предельно честного, но не принадлежащего к их лагерю писателя, по-своему понимающего законы исторического развития ( позиция автора по отношению к своему герою на протяжении всего романа); вторая — соответствие идей Базарова воззрениям революционных демократов (глава Х). Здесь следует учесть, что Тургенев не
разделял их идей; определить, какова позиция автора в споре, как она проявляется; как сказалась в исходе спора. Своей беспощадной логикой Базаров опровергает доводы Павла Петровича. Попытка защитить от критики хоть какие-то общественные устои не удалась, и автор не может не согласиться с Базаровым. Несомненное уважение вызывают базаровская решительность, смелость, готовность идти до конца. Тургенев не согласен со своим героем в отрицании истинной красоты жизни, природы, любви, поэзии, поэтому он и считает, что базаровы лишь отчасти соответствуют потребностям общественного движения, «расчищая место». Базаров «впитал» характерные черты переломного момента в истории русской общественной мысли: готовность к делу и сомнения в его целесообразности; вера в возможности человека, основанное на ней желание «возиться с людьми» — и мысль о том, что, «какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того»; горделивое заявление «нас не так мало, как вы думаете» — и принципиальное одиночество не только в среде Кирсановых; титанические возможности натуры — и трагическая обреченность ее. Автор ценит в герое утверждение права человека на выбор своего пути, не полагаясь на готовые принципы, критику, веру только в добытое опытом и разумом. Основа обеих тем — взгляды Базарова — философские: материализм, атеизм, опора на естественно-научные знания, вера в возможность познания мира силами человеческого разума; утилитаризм в отношении к природе, чувствам — общественно-политические: отрицание общественно-политического строя, стремление его разрушить. Прогрессивным деятелем современности он считает разночинца («Мой дед — землю пахал»), верит в его силу, как защитника интересов народа; верит в будущее народа и критикует его нынешнюю пассивность, темноту и невежество; демократизм, связь с национальной почвой — нравственная позиция: руководство к действию — прагматизм; вера в возможности человека; активность — стремление переделать жизнь, «возиться с людьми», воспитывать и даже «ломать» себя.

0 / 5. 0

.