Нравственная проблематика рассказа “Один день Ивана Денисовича”Солженицына. Тезисы

Родился Солженицын в 1918 году в состоятельной крестьянской семье.

1941 — окончил физмат Ростовского университета.

1942-45 — артиллерийский офицер.

1945 — арест за крамольные высказывания в частной переписке. Лагерь.

1953- 56 — ссылка.

1959 — “Один день Ивана Денисовича”. 1962 — публикация в “Новом мире”.

1963-66 — рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и т.п.

1964 — “В круге первом”

1966 — “Раковый корпус”

1969 — исключение из ССП

1970 — Нобелевская премия

1974 — высылка из СССР

1975 — “Архипелаг ГУЛАГ”

1995 — возвращение в Россию.

Нынче это не писатель, а политический деятель, антипод Сахарова (по линии “личность — коллектив”). Политика не приобрела, литература потеряла.

“Один день Ивана Денисовича”.

Время действия — зима 1951. Место — лагерь особого режима, неизвестно где, вообще лагерь.

Цель — показать бесчеловечность, противозаконность, противоестественность всей советской системы.

Прием — один обычный день (не начало и не конец срока, ни удачный, ни особо неудачный — средний) обычного маленького человека в обычном лагере. Для усиления повествование ведется с точки (“кочки”) зрения Ивана Денисовича

Проблематика:

Бесчеловечность, истребительность лагерного быта

Подробнейше от подъема до отбоя. Естественно и ненавязчиво, так как И.Д. больше всего интересует именно быт. Сильные детали для каждого момента лагерной жизни.

Взаимоотношения народа и интеллигенции

В лагере, как у Горького в “На дне”, показана Россия в миниатюре: беднейшее крестьянство(И.Д.), зажиточное крестьянство, кулаки (бригадир Тюрин), несоветское крестьянство (бандеровец Павло), чиновничья интеллигенция (Фетюков), творческая интеллигенция (Цезарь), кадровый военный (Буйновский) и т.д. И.Д. ладит со всеми, однако относится ко всем по-разному. Наиболее неприемлемы (по разным причинам) для него Фетюков, Цезарь и Буйновский.

НО Цезарь — выход на интеллигенцию и образованщину.

Поведение в экстремальной ситуации, расслоение

В экстремальной ситуации, где речь идет о жизни и смерти, люди ведут себя по-разному. Одни пытаются протестовать (Буйновский), другие пытаются выжить за счет других (Фетюков), третьи пытаются выжить честно, сохранить в себе человека (И.Д.). нравственные потери неизбежны у всех, однако последний путь делает эти потери минимальными. Для С. главное — что расслоение это происходит независимо от социального положения, убеждений, возраста и образования.

Народная нравственность — единственное, что может противостоять системе

Образ главного героя. Биография типична. Характер тоже типичен: добр — к тем, кто этого заслуживает, мудр — по-житейски, не задумывается над глобальными проблемами, предусмотрителен, любит и умеет работать, сохраняет достоинство

Гуманизм Солженицына — в его позиции: в экстремальнейшей ситуации можно остаться человеком, если держаться этой народной нравственности. (Сравнить с Шаламовым: в лагере возможны только нравственные потери, независимо от качества человеческого материала).

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола