0
(0)

Наряду с Онегиным, Татьяной, Ольгой, Ленским, в романе перед читателем возникает образ автора.

Автор иногда прямо включает себя в число действующих лиц романа: он «подружился» с Онегиным, он готов был с ним отправиться путешествовать, но судьба их разлучила (1 гл.), он перечитывает письмо Татьяны (3 гл.), одного из гостей Лариных он называет своим двоюродным братом (5 гл.), в странствиях Онегина он встречается с ним в Одессе.

Встречи автора с героями на страницах романа придают особый характер рассказу. Мы чувствуем живую заинтересованность автора судьбой действующих лиц романа  и интерес этот передается нам.

В самом тоне повествования автор также постоянно проявляет себя, свое одобрение или осуждение, свою печаль или восхищение тем, о чем он пишет. Можно отметить любовное отношение Пушкина к Татьяне, иронически-добродушное отношение к Ленскому, живой интерес, сочувствие и в то же время осуждение в рассказе об Онегине.

В каждом эпизоде, рассказанном нам, мы по самому тону повествования можем определить, что нравится, и что не нравится автору. Он «живо тронут» письмом Татьяны, сурово-осуждающе рассказывает о дуэли, с жалостью к Татьяне и с иронией к Онегину передает нам эпизод встречи в саду и т. д. Так авторская речь дает богатый материал
для выяснения многих сторон образа автора.

Но наиболее живо образ поэта возникает в многочисленных отступлениях. Всякое авторское отступление от сюжета, от рассказа о героях называется лирическим. Определение это есть общий литературный термин и относится к отступлениям самого разнообразного характера.

В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления автобиографического характера. Встречаются отступления литературно полемические. Они четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям и последовательная защита реализма.

Для характеристики решительного утверждения автором реализма, обращения его к простой повседневной неприкрашенной действительности следует использовать три строфы из опубликованных Пушкиным «Отрывков из путешествия Онегина».

В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,

И далее:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор

Здесь и содержание, и сама лексика строф противопоставляет романтическому методу метод реалистический. В романе мы встречаем лирические отступления на философские
и морально-этические темы. Такова, например, строфа, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни, строфа, заканчивающаяся строками:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

В отступлениях о Москве и о Петровском замке ставится историческая тема, и они выражают глубокое патриотическое чувство поэта:

Многочисленные лирические отступления придают особый характер роману, расширяют границы жанра.

Таким образом, и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась … с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский).

В результате образ поэта в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, с его отношением к важнейшим вопросам жизни.

Автор — гуманист и патриот, стремящийся к сближению с народом, осуждающий установившийся политический и общественный строй, в частности — крепостнические отношения, паразитическую и пустую жизнь высших классов общества, глубоко верящий в победу добра и правды.

Поэзия для Пушкина — могучее средство воспитания людей, но для этого она должна быть поэзией «жизни действительной», и он выступает в романе последовательным пропагандистом реалистического метода изображения действительности.

Говоря об отражении образа позта в романе, надо иметь в виду, что самый этот образ претерпевает от начала к концу романа заметную эволюцию. Ведь роман писался на протяжении почти 8 лет, эти годы были годами быстрого развития личности Пушкина. Не только факты личной биографии, но и вся жизнь страны, исторические события (и прежде всего 14 декабря 1825 г.) накладывают свой отпечаток на облик поэта.

Автор в первой главе не таков, как в последних главах. Роман изображает жизнь героев в 10-20-е годы, до восстания декабристов.

Но в то же время грустный тон последних глав, ряд деталей и мотивов несомненно является, в какой-то мере, отражением настроений и мыслей времени уже после поражения дворянских революционеров.

0 / 5. 0

.