0
(0)

Образ Фауста в творчестве И. В. Гете и О.С.Пушкина
Творческий дух Фауста несется к нам из загадочных и причудливых веков Средневековья и  Возрождения, когда человек проникся верой в свою всемогущность, вооружившись силами таинственной науки алхимии, искал философский камень, с помощью которого собирался превратить любой металл в золото, искал «эликсир жизни» , чтобы вернуть себе молодость. В это время появляются рассказы о магах и чернокнижниках, которые продавали душу дьяволу, чтобы тот помог постичь тайну бытия.
Одна из самых популярных легенд Средневековья — легенда о докторе Фаусте, которая возникла вокруг исторической личности, поразившей воображение народа.
Фауст — лицо историческое, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. Он жил на рубеже 15 — 16 веков, под фамилией Фауст скрывался Иоганн-Георгий. Ученые по разному объясняют происхождение его фамилии. Одни утверждают, что оно происходит от немецкого Faust, что в переводе означает кулак,  другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского Faustus — счастлив. Этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. Сам Фауст называл себя и врачом, и хиромантом. Итак, с точки зрения лютеранской церкви он стремился к недозволенным знаниям, а значит заслужил осуждение, был грешником, ибо с точки зрения человека того времени эти знания можно получить только в союзе с дьяволом. Письменные источники сообщают также, что Фауст был профессором, читал лекции в различных университетах, имел учеников — последователей. Еще при жизни ученого о нем ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели что-то необычное, фантастическое.
Погиб Фауст вследствие неожиданной катастрофы, поразившей современников. Предполагают, что это был взрыв в лаборатории ученого. Исторический Фауст умер около 1540 года. Эта последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейший импульс развитию легенды. Фауст становится популярным любимым героем народной легенды. Его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. Он человек, который ради знания готов разбираться и с нечистой силой, и так в конце легенды дьявол забирает Фауста в ад. Вместе с тем он типичный представитель эпохи Возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний.
Как известно, наиболее яркие, глубокие, художественно совершенные образы созданы фольклором, например Геракл, Прометей, Микула Селянинович, Василиса Прекрасная, Петрушка, к ним относятся и Фауст. Все эти герои гармонично сочетали разум и чувства.
Главная суть фаустовского сюжета — жажда безграничного знания, любопытство, свобода духа — привлекала многих писателей последующих эпохи и обусловила мировую популярность образа Фауста.
Ниже в работе мы постараемся выяснить вопрос, как легенда о Фаусте трансформировалась в творчестве И. В. Гете и  А.С.Пушкина, выдающегося немецкого просветителя и классика русской литературы. Известно, что на О.С.Пушкина трагедия «Фауст» произвела большое впечатление, и поэт в 1825 году пишет стихотворение «Сцена из Фауста». Один русский путешественник познакомил с Гете, и тот послал Пушкину А.С. в подарок свое перо, которым писал «Фауста».
Гете с его тонким восприятием древности, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. Писатель отдал  книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но также и легенду о Симоне-маге. Гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «из юношеского ритма крови» поэта. Гетевский Фауст мало чем похож на свои прообразы. Он наделен чертами человека не Средневековья, а эпохи Возрождения. Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» показывается встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символичное  значение.

Основной предмет разговора — это человек. Кто он такой? Какое его место в мире?  Господь утверждает силу человеческой личности, и способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Мефистофеля  как олицетворение зла, и это подтверждают его слова:
Таким, как ты, я Никогда не враг.
Из духов отрицания ты всех меня
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевелы его застой,
Вертись пред ним, тома и беспокоить
И раздражая его своей горячкой.
Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильная, мыслящий человек всегда сомневается, но сама приходит к желаемым выводам. Встреча с Мефистофелем  лишь поможет выбраться из своих противоречий. Мефистофель наоборот говорит о мизерности человека, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле — «божественное  творение», которое стремится к истине, или «животное «? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии легенда не имеет такого пролога.
Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями. которыми он владеет и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько большое, что он решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где он уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот момент, когда Фауст почувствует вполне довольным жизнью и счастливым, он должен умереть, а душа будет принадлежать Мефистофель. И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Мефистофель и Фауст заключают соглашение только на 24 года (согласно им Мефистофель, оставаясь незримым, должен с появляться к Фаусту на его желание и выполнять все его распоряжения, Фауст же отрекаеться Бога и отдает душу сатане). Впоследствии Мефистофель возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия — любовь Фауста и Маргариты является нововведением Й.В.Гете). Мефистофель считает, что именно в этом Фауст найдет то прекрасное мгновение, но ошибается. Сначала по воле Мефистофель умирает мать Гретхен, а затем и брат Валентин. Молодая девушка наказывает себя за эти смерти и попадает в в `язницi. Несмотря на все мольбы Фауста бежать с ним Маргарита не соглашается, потому что считает себя виновным и умирает. Но даже после всех  грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины.
Так что в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.
Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему различные услуги с помощью всесильного Мефiстофеля.Вид брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной него рождается сын Евфорион, впоследствии гине.Фауст пытается вырастить человека в колбiи- Гомункулуса, но тот тоже погибает. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о свете и счастливые города, которые, по его желанию должны с появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, и который был почти не пригоден для жизни. Фауст спешит с роботами. Наконец герой чувствует момент наивысшего жизненного удовольствия:
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, Борас, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих Борен,
И не сотрутся никогда они «.

И, это торжество Предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

Более Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай, и встречается с душой Маргариты. Она уже простила и любит его, как и раньше.
Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто чувствовал недовольство. Только среди природы, чувствуя её частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не зря. Уже в конце своей жизни Фауст это понял.
Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логично развивая храктер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия.
Основной мотив в стихах Пушкина — скука, отчаяние.
Фауст не находит себе места, потому что все его желания давно сбылись. Он не хочет больше ничего, Фауст не знает такого желания, исполнение которого могло бы его захватить и заставить забыть скуку жизни. Он скучает, потому что всегда находится во власти раздумий.
Пушкинская Фауст страдает болезнью «мировой скорби». Автор не находит по отношению к своему герою сочувствия, скорее осуждает его и немного издевается над ним. Это можно заметить в последних реплики Фауста и Мефистофель:
Фауст
Что там Белеет? Говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколат,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Фауст
Все утопить.
Мефистофель
Сейчас.
Пушкин не противопоставляет гетевскому толкованию Фауста своего толкования. Он дополняет Гете, описывает еще один трагический этап на пути Фауста. Отсюда и название стихотворения: «Сцена из Фауста». Пушкинская Фауст — это человек, который познал все муки разочарования и весь ужас одиночества.
Для Гете и для Пушкина Фауст был их современником. Муки героя для Гете и Пушкина были проблемами их времени. Но если основным для всей эпохи Гете было стремление к обновлению мира, то основным для Пушкина был отчаяние, разочарование.
Оптимистичный конец трагедии «Фауст» обусловлена просветительской верой в разум и моральные качества человека, личности, которая сознательно отказалась от традиций и постоянно ищет новое, стремится к совершенству.
Пушкинский Фауст — сын и жертва своего времени, когда человек начал сомневаться в возможности преобразования мира на разумных началах, а разочарование и недовольство собой порождали мировую тоску и печаль.
Фауст — вечный образ, и он не случайно стал достоянием мировой культуры.

0 / 5. 0

.