5
(1)

Пушкин был первым поэтом, кто полностью отказался от госслужбы и занялся творчествоv, чтобы ответить на вопрос, что же такое поэзия.
Два аспекта:
1) Социальный. С лицейской скамьи Пушкин борется за право называться поэтом и чтобы это был некий статус, профессия. Пушкин идет на открытый конфликт с властью и обществом. Николай дал Пушкину звание камер-юнкера. Он боялся влияния поэзии на толпу.
2) Философский. Ни одна литература в мире не осознавала свою пророческую миссию так, как русская. Церковь утрачивает значение института нравственности, а литература подхватывает этот тренд. Тут сливается роль поэта и назначение поэзии.

Каким же было начало его творчества? Ощущение себя как поэта складывалось постепенно. В поэзии Пушкин играл множество различных ролей. Пушкин нащупывал своё «я». Постепенно игра звуков сменилась стихией чувств (после лицея).

«Певец»- у поэта прорывается голос, он еще ничего не пробовал в жизни. Образ певца, обреченного на одиночество. Ответственность за свой дар.

«Деревня»- «витийства грозный дар» говорит Пушкин. Довольно долго Александр Сергеевич отходил от учительской роли поэзии, от того, что она призвана «на тронах поразить порок». Во время южной ссылки он отходит от романтизма (несогласие с миром).

Переломным стихотворением в творчестве было «К морю». Цель поэта не бури и революции, а земля, природа, жизнь.

Нужно не ломать, а воплощать, прислушиваться к жизни. Герой Пушкина проходит все стадии взросления. Это стихотворение-отказ от идей декабризма. Море-символ свободы, движения, революции. А задача поэта — искать другие свободы, поэтому «у берегов остался я». Но море у него не отняли, в душе оно все равно сохранилось.

«Разговор книгопродавца с поэтом». Если поэт пишет стихи на заказ, то остается ли он поэтом?  Это был больной вопрос для Пушкина. Но он приходит к выводу, что искусство и материальность несовместимы, потому в конце идет проза.

«Пророк». Сначала мы видим пустыню, мрачную, безграничную. Это пустыня людских толп, городов. Герой чувствует одиночество, у него потерян жизненный путь, смысл жизни.

«Духовной жаждою томим». Тут появляется шестикрылый серафим (высший ангельский чин). Он превращает человека в пророка. Но какого же превращение? Глаз легко коснулся-прозрение, ушей коснулся, а потом вырвал язык. Цена превращения поэта в пророка очень велика, это кровавое действие. Грудь рассекается мечом и вырывается «трепетное сердце», остается лишь «пылающий уголь», который вечно будет жечь изнутри. Все человеческое убирается. Но герой не сразу стал пророком. Пророком может
стать только тот, кто слышит глас Божий. Поэт обязан слышать Бога (он в итоге его и услышал).

Далее идет пробуждение к протесту. Жечь сердца глаголом можно только подчиняясь вдохновению и служа духу. Миссия поэта не только прекрасна, но и страшна: очистить мир от скверны без страданий и сострадания невозможно.

Только Бога глас направляет, а поэт не имеет права вносить что-то от себя, он обязан лишь проповедовать.

«Арион». «Нас было много на челне». Это он говорит про декабристов. Но себя он ставит в противовес «а я один им пел». Лишь его выбросило на берег, а все остальные погибли. Его спасает гроза, природа. Певец должен быть таким: свободным от идей, доверчив к миру, природе. Природа спасает его в знак благодарности за доверие. Поэт должен верить в спасительную силу искусства. Спасен будет тот, кто верит миру.

«Поэт и толпа». Это стихотворение не могло не появиться в творчестве Пушкина. Он до этого еще не говорил об сущности и специфике поэзии. Толпа-чернь-презрение. Поэт с негодованием говорит, ведь он знает, что в поэзии не может быть практической пользы, которую требует толпа. Чернь точно знает, что поэзия учит нравственности. Чернь
согласна слушать и исправляться, но поэт говорит с раздражением и презрением. Ему нет дела. Чернь боится духовной работы, они готовы только воспринимать уроки. Но путь духовных происков тернист, на уроках этого не дашь, нужен огромный опыт.

Для восприятия искусства нужен такой уровень, когда не ждешь от него уроков. Искусство — есть дар, способность воспринимать глас Божий, глаголить истину.

Так же этот вопрос он рассматривал и в «Эхо». Эхо становится двойником поэта. Поэт сравним с этим явлением: все находит в его душе отклик, но ему нет обратно отзыва. Но это связь с миром, способность его любить. Поэт обречен на одиночество, он жертва, но испытывает счастье. Поэзия для него — погибель и спасение.

«Памятник». Итоговое стихотворение. Переложил Горация также как и Державин, Ломоносов. Итог творчества сознательно вписан в этот ряд. Искусство нетленно.»Чувтва добрые я лирой пробуждал». Милосердие, сострадание и свобода, как внутренняя категория-это итог творчества Пушкина.

5 / 5. 1

.