3.5
(6)

     Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение — эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть  пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого  человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

     Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах — в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения — «одинокий дуб».

     Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор … корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении  играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

      В l-й строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широких  полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

       Во 2-й строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в l-й строфе риторический вопрос: «Зачем же … кружишь ты?.» — продолжается другими вопросами:

«Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?»

     Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренно и вечного. Возникает представление о жизни, полной страданий, жестоких испытаний.

      Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. 1-я и б-я, последняя, строфы являются обрамляющими  а центральная, 3-я, строфа — кульминацией в движении поэтической мысли.

     В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью.  «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос  звучит как поддержка старому дубу-витязю.

      Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» — защитник всего молодого, нежного.  «Простор … корней» — очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя «. Незабудки  — образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память — с другой стороны. Незабудки  уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между  ними — веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под  его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

       Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет мир, обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично, Связь «пращура» с потомками не  разорвана:

«… вести на простор широкий …

Ко внукам посылаешь ты».

     Природа в стихах А. А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и  грустит.

3.5 / 5. 6

.