0
(0)

Проанализируем стихотворение Тютчева «Она сидела на полу». В русской поэзии есть немало произведений, в которых изображены чувства человека в переломные моменты жизни. Многие из таких стихотворений принадлежат перу Ф. И. Тютчева.

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф. 1-я и 4-я, связанные с образами героини и лирического героя, являются обрамляющими; в них отражены поведение и переживания героев изображаемого события.

Лирический сюжет таков: женщина, сидящая на полу разбирает старые письма. Мужчина, стоящий в стороне, наблюдает и сопереживает ей, разделяя ее страдания. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти, сквозной во всех четырех строфах.

В 1-й и 2-й строфах наибольшее внимание уделено героине. Ее поза (она сидела на полу) говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела, разбирала, брала, глядела ». Все они несовершенного вида и употреблены в прошедшем времени, что придает картине характер воспоминания, а действиям героини — длительность, протяженность во времени. Это подчеркивает тягостность воспоминания для лирического героя.

Автор использует повторы, лексические и синтаксические. как средства усиления смысла. Душевное состояние женщины передается с помощью развернутого метафорического сравнения: «… глядела. как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому.

Многоточие в конце 2-й строфы означает паузу, некое умолчание, незаконченность мысли. Переход к 3-й строфе — внезапный, резкий эмоциональный всплеск. Кульминационный характер строфы и ее особое значение подчеркивается многоточием. Речь идет о том, что заключено в той «груде писем: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь в прошлом, убиты.

Слова «сколько жизни» в первом стихе и «убитой» в последнем образуют смысловое кольцо, усиливающее ощущение трагизма переживания.

Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна, но также очевидно его сопереживание. Однако прошлого не вернуть. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину в том, что произошло, и даже раскаивается в этом, но не в силах ничего изменить.

Толстой отметил это стихотворение буквами «Т. Ч.» (Тютчев. Чувство.). Великий писатель считал, по-видимому, что поэт сумел передать в этом стихотворении те чувства, которые трудно выразить словами. В жизни человека бывают минуты, когда он одновременно испытывает целую гамму чувств. Тютчев запечатлел в стихах один из таких моментов.

0 / 5. 0

.