3
(4)

Описание сада Плюшкина обязательно включается в описание всего образа героя.
Следя за тем, как сменяются картины обширного, заросшего заглохшего сада, мы начинаем замечать, что и здесь красоту как будто затмевает хаос, угрюмое безобразие. Сначала Гоголь позволяет нам заметить «зеленые облака и неправильные купола разросшихся на свободе дерев». Затем величественные следы разрушения: «белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, подымался, как правильная мраморная колонна». Хмель своими «тонкими цепкими крючьями» глушит это буйство жизни, зеленой паутиной скрывает живое разнообразие природы. Углубления между зелеными чащами охвачены тенью. Следы разрушения и дикости, запустения по мере развертывания картины проступают все сильнее: «обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы». И, наконец, мрачные, с иссохшими листьями осины, поднимавшие вороньи гнезда, завершают описание. Однако этот пейзаж — поэма глохнущей, но не убитой еще жизни. Природа не подвластна Плюшкину. Человек-паук
сковал все, заставил умереть вокруг себя все живое, но природа вырывается из цепких лап паука. Сад, казалось, один освежал эту обширную деревню и один Был вполне живописен в своем картинном опустении. И в самом деле, если бы Гоголь не показал этой неудержимой свободы природы. которая одна не подчинена силе Плюшкина, не поддается его омертвляющему дыханию, картина жизни, нарисованная им, была бы страшной, совершенно безвыходной. Природа вселяет в читателя надежду еще и потому, что она оказывается строгим и прекрасным судьей мелочного людского существования.

3 / 5. 4

.