0
(0)

Памятник Пушкину на Тверской в Москве был открыт в 1880 году. Создал его скульптор Александр Михайлович Опекушин. В 1859 году, когда крепостному Александру Опекушину пошёл двадцать второй год, владелец скульптурной мастерской академик скульптуры Давид Иванович Иенсен помог ему выкупиться на волю, заплатив помещице 500 рублей. Опекушин стал свободным человеком. Он сумел поступить в Академию художеств, закончил её и начал работать в собственной мастерской.

В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный конкурс на создание памятника Пушкину. В те времена памятники ставили редко, и Опекушин понял, что пришёл его час. Он отложил все свои дела и начал изучать творчество Пушкина, его портреты и скульптурные изображения. Тридцать моделей и более ста рисунков памятника создал Опекушин. Перед ним стояла очень сложная задача: запечатлеть в искусстве живой, подвижный облик поэта, создать такой образ Пушкина, чтобы его тотчас все узнали, чтобы в него поверили.

Спустя восемь месяцев была устроена выставка проектов, после знакомства с которыми жюри не сочло возможным выбрать ни один из проектов. Решено было провести ещё один конкурс в 1874 году. В мае 1875 года первую премию присудили Опекушину. Но радость успеха была омрачена завистью коллег.

Александр Михайлович напряжённо работал над созданием и отливкой памятника. Вместе с зодчим И.С. Богомоловым, помощником по архитектурной части, они разрабатывали бронзовые детали постамента, тумбы у подножия, лавровые гирлянды, выбирали гранит. К весне 1880 года работы по сооружению памятника были закончены.

6 июля 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. Когда серый холст стал медленно падать, толпы народа замерли. Несколько секунд стояла тишина, затем раздались крики восторга. Опекушин представил поэта стоящим в непринуждённой позе. Одна нога выставлено вперед, правую руку заложил за борт длинного сюртука. Голова Пушкина чуть наклонена: он словно прислушивается к чему-то. Длинный плащ спадает с плеч живописными складками. Поэт предстаёт перед нами простым человеком, таким, каким могли его видеть друзья. Основной замысел монумента — контраст между поэтическим содержанием образа и реальностью изображения. Простота и задушевность облика заставляет нас поверить в то, что именно таким и был Пушкин.

0 / 5. 0

.