Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: « … распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок — ландыш, которому посвящено небольшое, изящное стихотворение.
В стихотворении «Первый ландыш» три строфы — катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший. Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.
l-я строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:
«… из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!»
В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах. l-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями: «Какая! .. Как! .. Какие! .. Как! ..» , повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша — вестника весны.
Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в l-й строфе. В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний». (вспомним: в l-й строфе звучало: « … ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы — образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.
«Первый луч весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета.
«Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращавшихся на родину журавлях, с весною связано ощущением «что, как мир, бесконечна любовь».
В З-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох — предчувствие любви. Слово «первый. встречалось и во 2-й, и в l-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.
В основе ритмической структуры стихотворения — четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-х и 4-х стопах всех двенадцати стихов. Ямб — широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.
Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.
Лирическое «я» в стихотворении непосредственно не присутствует. Однако оно как бы растворено в образе весенней природы, созданном поэтом. Автор тонко подмечает оттенки чёловеческих переживаний и связывает их с состоянием природы. Как в этом, так и в других стихотворениях Фет — тонкий знаток и большой мастер изображения психологических нюансов, незаметных на первый взгляд, но очень важных событий в жизни человека и природы.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.