1
(1)

Майков Аполлон Николаевич
1821-1897

Первые произведения Майкова, появившиеся в журналах и сборнике стихотворений 1842 года, принадлежали к антологической лирике (стихотворения, выражавшие миросозерцание античного человека). Антологический жанр с его предметностью, конкретностью чувств, точностью и даже суровой строгостью языка противостоял в 1840-е годы всякого рода неопределенным мечтаниям, неотчетливым и бесцветным лирическим переживаниям, которые были свойственны мелким поэтам-романтикам этого времени, слабым подражателям Пушкина, Баратынского и Лермонтова.

С этой точки зрения характерны стихотворения, написанные Майковым по мотивам античных авторов. Например, у римского поэта Горация есть стихотворение «Что за щеголь — омыт весь ароматами … в , послужившее основой майковского «Скажи мне: чей челнок к скале сей приплывает?

О месте любовного свидания у Горация сказано просто: «в гроте». Майков рисует целую картину: скала, челнок, кусты, утес. Он создает фон свидания для того, чтобы зрительно представить разгоревшуюся страсть. Мы словно видим нетерпеливого юношу, который приплывает на челне, затем укрывает его в кустах и стремительно взбегает на утес. Поэт делает нас непосредственными зрителями сцены, которая вдруг наполняется движением, образами, красками.

Майков воспринял античного человека мудрым и наивным, глубоко чувствующим и благородно сдержанным. Лирические персонажи Майкова — бесхитростные рыбаки, художники, веселые девушки — всей душой принимаю радостные или печальные события жизни, никогда не ропщут на свою судьбу и не вступают в конфликт с взрастившей и воспитавшей их природой. Напротив, они черпают в природе духовные силы, а она помогает им в горестях и в трудах. Первый поэтический сборник Майкова читатели встретили очень сочувственно. Ведущий критик эпохи Белинский в статье «Стихотворения Аполлона Майкова» восхищался талантом поэта» Его поэзия,- писал он,- всегда картина, блещущая всею истиною черт и красок природы. С этим соединяется у него пластицизм древнегреческого созерцания и выражению). Некоторые антологические стихотворения Майкова, по мнению Белинского, не уступают пушкинским. Но
антологический жанр, считал критик, не созвучен современности и далек от нее. В той же статье он высказал предположение, что «в душе поэта совершится движение: прекрасная природа не будет более заслонять от его глаз явлений высшего мира — мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества».

Второй сборник стихотворений Майкова «Очерки Рима», вышедший в 1847 году, в известной мере по — этически воплотил эти предчувствия. Подлинными героями «Очерков Рима» стали обыкновенные итальянцы. Всматриваясь в их .лица, поэт стремится угадать характер народа, строй его чувств. За скромной внешностью и окружающей бедностью он распознает внутреннее богатство, красоту их чувств, искренность, сердечность, бескорыстную и самозабвенную любовь.

Непосредственное знакомство с обычаями и нравами простых итальянцев, с их фольклором во многом изменило представление Майкова о жизни. Поэт увидел, что вся Италия ненавидит угнетателей-австрийцев, и проникся искренним сочувствием к патриотическому движению народа. Он столкнулся с суровыми картинами действительности. Путешествие по Италии, а затем сближение с Белинским, с петрашевцами, с передовыми литераторами повлияло и на
восприятие поэтом России, ее исторического прошлого и настоящего, ее природы. В «Очерках Рима» и стихотворениях, написанных во второй половине 40-х и в 50-е годы, поэт находит
высокую поэзию в обыкновенных, неприметных, порой заурядных картинах. Каждый пейзаж для
Майкова полон теперь красоты и прелести. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь … Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открыл ась невиданная ранее красота. Это восторженное изумление перед природой слышится в возгласах, которыми начинаются знаменитые стихотворения: «Весна! выставляется первая рама …» и «Боже мой! вчера —
ненастье».  Весенний день становится символом новой, еще неведомой, но непременно радостной и счастливой жизни. С весной входят в дом веселье, шум, голоса, ощущение простора, воли, праздника, причастности к миру. Весна — это цветение души, ее лучшие надежды и упования, порыв в прекрасное неизвестное.

Незначительное и самое обыкновенное домашнее событие (выставляется первая рама) стало вдруг очень торжественным и послужило поводом для создания победного, ликующего гимна человеку, сбросившему духовные оковы и устремившемуся навстречу свободе, природе и красоте.

1 / 5. 1

.