0
(0)

Известный английский писатель Редьярд Киплинг когда-то написал: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Он словно предостерегал нас от поверхностного отношения к восточной литературы. Все-таки восточные философия, культура и психология очень отличаются с западными.

Тот, кто когда-то читал «Сказки 1001 ночи» или хотя бы сказки В. Гауфа, поэтому нетрудно будет представить себе мир средневекового Востока. Мир этот поражает своим великолепием, блеском и разнообразием красок и в то же время загадочный и привлекательный. И восточная поэзия скрывает за внешней простотой формы глубокий смысл. Словно бриллиант кажется невзрачным камнем, пока луч солнца коснется граней, а они засияют и заискряться в ответ.

Хорошее слово на востоке ценилось всегда. В мирное время поэты выступали на народных праздниках, соревнуясь в умении создавать короткие стихи.

«Адамом поэтов» называли на Востоке Рудаки. В его лирических произведениях прозвучали многие из тем, которые затем будут осмыслены и переработаны другими поэтами.

Мастером рубаи был Омар Хайям. Его стихи поражают особой музыкальностью и изысканностью отделки каждой фразы. А для Саади важными были не только прекрасные формы его стихов, но и наставления, советы, которые он вплетал в ткань лирического произведения.

Среди тем, которые волнуют сердца и умы восточных поэтов, — тема бренности человеческого существования, его мимолетности и вместе с тем неправильного устройства мира, который не дает человеку насладиться короткой мгновенно земной жизни.

Осознание этой несправедливости чувствуется во многих стихах. Омар Хайям даже готов обвинить Творца в том, что тот, создав этот мир, не заботится о людях, которые в нем живут.

А Рудаки впервые в своей поэзии выдвигает мотив противопоставления: «одни» и «другие»:

В этих мясо на столе, из миндаля пирог отличный,

А голодным очень трудно где-то добыть хлеб ячменный …

И нахалом считает сыт того, кто хлеба просит …

Но все же человек — центр мироздания, и в рубаи Хайяма звучит вера в духовную Силу человека, в его высокое предназначение.

Нет сомнения: цель творения — мы,

И источник мыслей и мысли — мы,

Если мироздание наша — кольцо,

Так в этом найкращая украшение — мы.

А если человек имеет разум и хочет прожить достойную жизнь, она должна сама его строить. Как вечно и актуально звучит стихотворение Рудаки:

Мир — море. Поэтому строй лодку

С добрых дел, чтобы не разбился.

Поэзия сходу не пессимистическая. Наоборот. Да, этот мир устроен несправедливо, но и в нем можно найти то, что питает душу человека, — любовь. Образы любви, женской красоты поражают своей наглядностью и живописностью: нежность губ подобная лепесткам жасмина, прозрачным и шелковистыми, а их цвет — цвета расплавленного рубина. Как пишет Хайям:

… День без любви — потерян: тусклее и серые …

Жить в этом мире стоит. Стоит любить эту жизнь, потому что оно единственное и быстротечна. Не жаловаться, что чего-то нет, а ценить то, что есть. Рудаки писал:

Четыре нам нужны вещи, чтобы невеселых збуться дум:

Здоровое тело, добрый нрав, имя хорошее, светлое ум.

Кого Всевышний одарит этими дарами четырьмя,

Так он всегда радоваться имеет и прогонять от себя печаль.

Восточные поэты воспевают жизнь таким, какое оно есть, земной человеческой любви, красоте отношений, природы. Они словно останавливаются возле каждого жизненного явления, осмысляет его, любуются или грустят … А вместе с ними задумываемся и мы, часто удивляясь точности и современности точки зрения средневекового восточного мудреца Рудаки:

Возраст твой — конь. Как обуздает, станет птицей под тобой.

Возраст твой — мяч. Как хорошо ударишь, веселись игрой …

Краткие и меткие, поэтические советы Рудаки, видимо, тоже могут пригодиться каждому:

Знание — это сокровище, ему цены не сложим.

Собирают же его, где только сможешь

Многие из стихотворений средневековых восточных поэтов до нас не дошли, некоторые же, наоборот, стали настолько популярными, что имя авторов просто стерлось из памяти народа.Но все увеличивается и увеличивается количество читателей и почитателей средневековой восточной поэзии.

0 / 5. 0

.