Н.В.Гоголь: поиски портретного образа

Н.Гоголь — одна из самых таинственныйх и сложных фигур В русской культуре XIX века.
Его личность вызывала огромный интерес у современников, пытавшихся разгадать истинное лицо писателя и объяснить его творческое кредо. В этот процесс осмысления включились не только критики, мемуаристы и биографы, но и те, кто постигает действительность в зрительных образах — художники. Именно сложные неоднозначные личности дают импульс для создания интересных работ, выражающи авторское понимание гениальной личности .
Иконография Гоголя хорошо освещена в исследовательской литературе. Каталоги и альбомы известных портретов, сопровождаемые подробными комментариями об их достоверности, включают издания Общества любителей российской словесности. Иконографический и художественный анализ большинства известных  портретов писателя содержит книга очерков Н.Г:Машковцева «Гоголь в кругу художников», особенно подробно Гоголь относился К своим изображениям очень болезненно. Он редко позировал и не терпел, когда его портреты становились достоянием общественности. Ко всеобщему недоумению, Гоголь отказывал книгопродавцам  в права на публичное издание своих изображений. Возмоно в отношении к собственным изоброжно ажениям проявились особенности мировоззрения и душевного склада писателя.
Размышления о мистическом могуществе искусства, сомнения в правильнасти избранного пути, страх стать орудием тёмных сил накладывают глубокий отпечаток на жизнь и творчество Гоголя. Писатель как будто боялся, что искусство может не только нести в мир добро, но и быть проводником порока.
Издание изображения, по мнению Гоголя, допустимо только в одном случае: «Если все мои соотечественники сказали в один голос, что я честно исполнил своё  дело, и даже пожелали бы узнать черты лица того человека, который до времени работал в тишине и не хотел пользоваться незаслуженной известностью. Вероятно, Гоголь прибегает к мнению публики в качестве свидетельства и
гаранта собственной добродетельности. Гоrоль выдвигает второе условие публикации портрета — он
сам указывает имя гравировщика, художника в высшей степени достойного, всем пожертвовавшего для многолетнего благородного труда.

Еще один портрет Гоголя кисти Ф.Моллера находится в собрании ГРМ (так называемый «Гоголь в белой рубашке с отложным воротником-). Портрет Гоголя из коллекции ГИМ также считается работой Ф.Моллера «Гоголь в халате». Ряд изображений Н.В.Гоголя имеет, скорее, историческое значение, например, портрет Гоголя, выполненный К.П. Мазером . Изображение Гоголя встречал ось в жанровых композициях (ранее уже упоминалась картина «Субботнее собрание у Жуковского» художников школы Вене «анава). Остановимся на двух менее известых, где полагается «присутствие» Гоголя. В фондах Третьяковской  галереии хранится работа Антона Ивановича Иванова под названием «Переправа Николая Васильевича Гогля через Днепр». Среди жанровых изображений Гоголя нередко упоминают рисунок В.А.Жуковского, сделанный в Италии на вилле Зинаиды Волконской в 1838-1839 годах.
Одним из первых Гоголь был запечатлён надагерротип. Сохранился его портрет в группе русских художников в Италии. Взятое отдельно и увеличенное, изображение неоднократно воспроизводилось еще при жизни писателя. Из портретов, считавшихся неудачными. По замечанию составителей сборника — «Портреты Гоголя», изданного в начале хх века, ее отличает поное непонимание наиуры писателя.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 Инфошкола