0
(0)

Действие романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского происходит в шестидесятых годах девятнадцатого века в Петербурге. Читатель знакомится с красивым молодым человеком, бывшим студентом  Родионом  Романовичем Раскольниковым, зарабатывающим репетиторством.  Он  снимает каморку на чердаке, и задолжал хозяйке за проживание. Его горничная, Настасья, говорит ему, что  хозяйка, Прасковья Павловна, собирается подать жалобу в полицию, потому что он не платит аренду.  Раскольников  идет к старухе-процентщице с закладом  и  в процессе этой встречи у него созревает план  убийства ростовщицы Алены Ивановны.  Мысль о преступлении противна ему, но другого выхода из создавшейся ситуации он не находит.
В дешевой распивочной Раскольников знакомится с Мармеладовым, спившимся  и потерявшем место чиновником.  Он рассказывает, как его жена была избита месяцем ранее  Лебезятниковым. Пять дней назад, Мармеладов забрал все деньги, и ушел из дома. Он боится идти домой и смотреть в глаза жене, Катерине Ивановне,  так как все деньги пропил. Их старшая дочь, Софья Семеновна (Соня),  вынуждена заниматься проституцией, чтобы заработать деньги для их нищей семьи.  Мармеладов убежден, что Бог простит Соню. Раскольников  отводит  Мармеладова  домой и видит ужасное состояние семьи. Хотя Раскольников  отчаянно нуждается в деньгах, он молча оставляет на подоконнике деньги, хотя тут же об этом жалеет.

Утром Раскольников получает письмо от матери, Пульхерии  Александровны, из провинции, где она пишет о бедах, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме помещика Свидригайлова.  Он пытался соблазнить Дуню, а его жена распустила о Дуне позорные слухи по всему городу.  Чтобы поправить репутацию дочери,  Пульхерия Александровна знакомит ее с Петром Петровичем Лужиным, который согласен взять девушку замуж без приданного, надеясь сделать ее зависимой от мужа. Пульхерия Александровна сообщает, что свадьба будет проходить в Санкт-Петербурге и что они с Дуней скоро приедут.

Почти с самого начала, как Раскольников начал читать письмо, лицо было мокрым от слез, но когда он закончил читать, лицо его стало  бледным,  и  горькая ухмылка застыла на его губах.  Размышляя о том, на какие жертвы идут Соня и Дуня, Раскольников еще больше укрепляется в желании убить старуху-процентщицу. Ведь благодаря полученным у нее деньгам много людей будут избавлены от страданий.

Раскольников решает, что он должен воспрепятствовать свадьбе. Он злится, что его мать возлагает все свои надежды на Лужина, и   думает, что  Дуня дала согласие  на брак, только чтобы спасти его и их мать от нищеты. Он считает, что Дунина  жертва находится на том же уровне, что и Сонина.

Раскольников видит сон о своем  детстве. Во сне ему  семь лет, и они с отцом  собираются  посетить могилу его матери. По дороге они  сталкиваются с толпой пьяных крестьян, и он видит, как до смерти забивают клячонку. Раскольников думает, что это является  знаком  для убийства Алены Ивановны.

Он идет к старухе и убивает ее топором, а кроме нее, в панике,  и ее сестру Лизавету, которая неожиданно вернулась в квартиру. После этого он находится в бессознательном состоянии.  Ему хочется убежать из квартиры как можно скорее. К счастью,  Раскольникову удается уйти из квартиры незамеченным. Похищенное он прячет даже, не оценив его, в случайном месте. Почти сразу после возвращения домой он засыпает.

Странная мысль вдруг приходит в голову Раскольникову — встать  и идти к Разумихину, рассказать ему   все, что произошло. К нему в комнату  приходит Настя с полицейским, который дает ему приказ о явке в полицейский участок. Раскольников считает, что приказ это трюк, чтобы заставить его признаться в убийстве. Раскольников болен,  у него лихорадка. К нему приходит  посыльный с 35 рублями  от его матери. Сначала он отказывается, но Разумовский, товарищ по университету,  который заботится о нем во время болезни, убеждает его принять деньги. Раскольников боится, что  Разумовский и  другие люди  знают, что он виновен в убийстве старух, и считает,  что ему надо бежать в Америку. Разумовский же радуется, что Раскольников пришел в сознание  и идет покупать ему новую одежду.

Врач Зосимов и следователь Порфирий Петрович приходят, чтобы увидеть Раскольникова. Зосимов и Разумовский обсуждают убийство, и Раскольников узнает, что в убийстве  обвинен и арестован  деревенский парень — маляр Миколка.  Раскольников болезненно реагирует на эти разговоры, тем самым, вызывая подозрение.
Раскольникова навещает Лужин. Он в шоке от убожества каморки, в которой проживает Раскольников. Раскольников открыто недолюбливает его, хотя Лужин это и игнорирует.

Раскольников узнает, что все люди, которые имели обязательства у старухи-процентщицы,  будут допрошены. Разумихин комментирует, что убийца должно быть новичок, которому повезло  убежать. Раскольников обвиняет  Лужина в том,  что тот хочет только чтобы  Дуня чувствовала себя в долгу перед ним и угрожает Лужин расправой, они ссорятся.

Раскольников покидает свою квартиру, несмотря на болезнь. Он решает, что жизнь, как бы он  не  был беден, лучше, чем смерть, и  прекращает думать о самоубийстве. Он идет в ресторан и просит газеты за последние пять дней. За чтением газет его застает  Заметов, офицер полиции и друг Разумихин. Он спрашивает Заметова, что  бы он подумал, если  бы Раскольников был убийцей. Заметов на мгновение пугается, но решает, что это не может быть правдой. После ухода из ресторана Раскольников встречается Разумихиным и просит оставить его в покое. Он идет к мосту, и видит,  как женщина пытается  утопиться. Он понимает, что он вот-вот предпримет же самое, но  решает, что это не достаточно хорошая для него смерть. Раскольников  возвращается на место убийства и задает вопросы рабочим. Он, очевидно, в бреду,  решает признаться в убийстве и направляется в полицейский участок.

По дороге в полицию Раскольников сталкивается Мармеладовым. Его задавила карета. Раскольников, проявив сострадание,  тратит свои последние деньги на умирающего: его переносят в дом и вызывают врача. Там он знакомится с Катериной Ивановной и  Соней, которая  приходит в костюме проститутки. Мармеладов умирает у нее на руках. Раскольников дает Катерина Ивановна двадцать рублей и просит Поленьку, младшую дочь Мармеладова, молиться за него. В приподнятом настроении Раскольников возвращается домой,  где его ждут мать и сестра, которых он прогоняет, решив, что он недостоин их любви. Соня приходит домой к  Раскольникову и просит его прийти на ее похороны отца. Она смущена, потому что  понимает,  что Раскольников отдал им все свои деньги.   Раскольников очень  одинок,  и надеется сблизиться с Соней, которая, как и он «преступница». Заботу о Пульхерии Александровне и Дуне берет на себя Разумихин, влюбившийся с первого взгляда в Дуню.

Раскольников говорит Разумихину, что он хочет говорить с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы. Порфирий Петрович  вспоминает статью Раскольникова, опубликованную в газете, в которой  Раскольников выдвигает гипотезу о «двух разрядах людей». В статье он  писал, что существует различие между обычными людьми, которые должны подчиняться закону («твари дрожащие») и «собственно людьми», которых значительно меньше. По мнению Раскольникова эти высшие люди, даже если им придется переступить через  установленные обществом нравственные нормы, могут это сделать. То есть Раскольников «разрешает»  высшим Людам проливать чью-то кровь. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, и он отпускает его. Раскольников идет домой и ложится спать. Ему снится  сон, что он неоднократно бьет старуху-процентщицу топором по голове, а она только смеется над ним. Когда Родион просыпается – в дверях стоит Свидригайлов.

Свидригайлов  — необыкновенный человек, кажется, что он способен убить любого без моральных мук. Садист, убийца, насильник, с одной стороны, он, в конце романа, демонстрирует некоторые случайные акты доброты, такие как спасение детей Мармеладовых. В разговоре Раскольникова и Свидригайлова мы видим большое сходство в их мышлении. Свидригайлов приехал в Санкт-Петербурге из-за Дуни. Он предлагает выплатить ей 10000 рублей, чтобы она отказала Лужину. Он также утверждает, что это акт доброты и в его поступке нет никаких корыстных мотивов. В конце концов, он планирует жениться в ближайшее время.

Далее действие происходит гостинице. Мы видим объяснение между Дуней и Лужиным. Дуня, понимая, что она ошиблась в Лужине, просит Лужина оставить ее  навсегда. Здесь, мы видим  благородными характер Разумихина и его желание защитить Дуню любой ценой. Он мечтает начать издательский бизнес с Дуня и ее братом. Он твердо намерен стать близким им. Раскольников знает, что он нашел нужного человека, чтобы передать ему заботы о матери и сестре. Но в душе у него продолжает внутренняя борьба. Раскольников покидает семью и сразу же  идет в дом Сони. У Мармеладовы – поминки. Катерина Ивановна оскорбляет свою квартирную хозяйку,  и та ее с детьми выгоняет из квартиры. Приходит Лужин и обвиняет Соню в краже ста рублей, но ему не удается выставить ее воровкой, так как находится свидетель того, что он сам подсунул Соне ассигнацию.

Раскольников признается Соне в убийстве старухи и ее сестры Лизаветы. Соне жаль его, но она предлагает ему  искупить вину признанием, хотя за этим последует каторга. Соня взволнована и потрясена, она обещает следовать за  Родионом в Сибирь. Раскольников же  переживает, что он относится к «тварям дрожащим» — у него есть совесть и потребность любить и быть любимым. Он пока еще не соглашается с Соней и собирается бороться.  Их разговор с Соней подслушивает Свидригайлов.

Катерина Ивановна с детьми  — на улице. Ей негде жить. Она умирает от кровотечения  из горла, и дети остаются одни. Заботу о похоронах  Катерины Ивановны и о детях берет на себя Свидригайлов.

Порфирий Петрович  приходит на квартиру к Раскольникову. Он пытается убедить Родиона признаться в преступлении, так как он не верит, что убийство совершил маляр Миколка.  Но Раскольников все еще надеется избежать наказания. Раскольников встречается со Свидригайловым. Мы видим его ужасный характер.

Свид ригайлов рассказывает Родиону  о своей жизни, о своем браке с Марфой Петровной, встрече с Дуней и своем увлечении  ею. Для Свидригайлова  взаимность Дуни является единственным путем для возвращения к  жизни, так как сейчас его жизнь пуста и тягостна даже для него самого. Но Дуня его не любит его. Они встретились на улице, и Свидригалов заманил ее к себе в квартиру. Там он шантажирует возлюбленную,  рассказывает Дуне, что он знает об убийстве, совершенном ее братом и предлагает защитить ее и мать от проблем. Дуня пытается уйти, но дверь заперта. Дуня хватает  пистолет и стреляет в Свидригайлова два раза, но не попадает. В третий раз она находится на очень близком расстоянии, но не находит в себе сил убить человека. Свидригайлов обнимает ее и, понимая, что у него нет никакой надежды на взаимность, отдает ключь и позволяет Дуне уйти. Свидригайлову становится ясно, что он действительно любит Дуню и что эта любовь является для него палачом.

Свидригайлов встречается с Соней и дает ей денег для  того, чтобы она могла ехать за  Раскольниковым в Сибирь.После этого он   принимает решение о самоубийстве и в скором времени застреливается.

Раскольников навещает мать,  просит ее молиться за него,  предупреждает ее  о своем скором отъезде. Он  верен своей теории и сам презирает себя. Однако в глубине души он раскаивается в содеянном, покаянно целует землю, кается, что согрешил. «Это я убил  старуху и ее сестру, Лизавету, с топором, и ограбил их». Он идет и просит прощения у Бога и людей на перекрестках, а затем поступает в полицейский участок, чтобы признаться в своем преступлении. Соня следует за ним всюду. В полицейском участке он  узнает, что Свидригайлов застрелился и делает  признание.

Раскольникова оправляют на каторгу в Сибирь. Его мать умерла от горя. Сестра, Дуня, вышла замуж за Разумихина. Соня живет поблизости от Раскольникова, терпит его равнодушие. К ней все каторжане относятся с любовью, хотя недолюбливают Родиона за его безбожие. В тюремном госпитале Раскольников видит сон:  фантастические «трихины» вселяются в людей и вызывают у них фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к мнениям других людей.
Но это начало новой истории, история постепенного обновления человека, его постепенному прогрессу. Он чувствует бесконечную любовь к  Соне. Раскольников – на пороге «воскресения в новую жизнь»

0 / 5. 0

.