0
(0)

Художественная проза послевоенного периода 1960-80-х годов, возрождая традиции реализма, обогатилась рядом значительных произведений. Были опубликованы рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», роман Л. Леонова «Русский лее», очерки и рассказы В. Овечкина, роман В. Ажаева «Далеко от Москвы», рассказы К. Паустовского, роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», произведения Ф. Абрамова, В. Тендрякова, А. Солженицына и др.

Впервые за долгое время в литературе были поставлены не производственные вопросы, как это было прежде, а нравственно-этические, Человек переставал восприниматься как «винтик», производственная функция, рычаг для построения утопии в будущем.

Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, недовольства собой, разочарования. неуверенности в себе, сомнения в правильности выбранного пути и т. п.

Появился мотив «оттаявшего сердца», внимание к обыкновенному человеку и его повседневной жизни. Обозначились основные литературные темы: военная тема, лагерная тема, тема города и деревенская тема. Литература пыталась восстановить забытые и утраченные стороны русской культуры и русского сознания.

Тема Великой Отечественной войны. Тема осмысления подвига народа в Великой Отечественной войне надолго стала отправной точкой для всех видов искусства. Авторами произведений о войне были не только писатели-участники и свидетели этого исторического события (К. Симонов, А. Твардовский), но и писатели, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время (В. Распутин, А. Дударев, С. Алексиевич).

Настоящие, правдивые произведения о войне уже были созданы в военное время, но в эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей «правды сущей», не раскрыла многие трагические стороны событий. У истоков правдивой и честной литературы о Великой Отечественной войне стоял Виктор Платонович Некрасов (1911-1981), бывший офицер саперного батальона. Его повесть «В окопах Сталинграда» была напечатана в 1946 году, сразу после Победы.

Эта повесть поразила современников тем, что война была показана писателем не в парадном, а в будничном, бытовом ключе, Сталинградская битва, грандиозное по своей масштабности событие, изображена через быт простых солдат. Вслед за Твардовским Некрасов показал, что победа в войне была одержана не благодаря мастерству полководцев, а благодаря самоотверженности простого солдата, русского народа.

Поэт и прозаик Константин Михайлович Симонов (1915-1979) также знал о войне не понаслышке: он служил фронтовым корреспондентом. Им была создана эпическая трилогия «Живые и мертвые», (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), «Последнее лето» (1970»), а также дневники «Разные дни война» (1975).

Говоря о трилогии («Живые и мертвые» , сам автор определил жанр этого монументального произведения, в котором пытался осмыслить вопрос о причинах отступления наших войск в начале войны, как роман-событие.

Писатель выделил три важных этапа в истории Великой Отечественной войны: тяжелейшие испытания первых месяцев войны, отступление наших войск, постепенное овладение «наукой побеждать» (об этом рассказано в первой книге — «Живые и мертвые» ), Сталинградская битва «Солдатами не рождаются»); подготовка и проведение в 1944 году операции «Багратион» «Последнее лето»).

В этом произведении К. Симонов раскрывает характеры своих персонажей (Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова) через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и для всей страны.

Народный характер войны раскрыт не только через судьбу главного героя, военного корреспондента Синцова (автобиографический образ), но и через эпизодические образы летчиков с ночных бомбардировщиков, пяти артиллеристов, которые участвовали в боях под Брестом, но не погибли, а стараются выйти из окружения, не бросив боевое орудие; капитана с русской фамилией Иванов, на которой «вся Россия стоит».

Особое место в романе занимает образ генерала Серпилина. Этот персонаж является носителем тех ценных личностных качеств (гражданского мужества, готовности брать ответственность на себя, гуманности и в то же время жесткости и беспощадности (эпизод с Барановым», которые особенно значимы и важны для писателя. Он представитель той породы людей, которые, «ломаются, но не гнутся».

Степень нравственной зрелости Серпилина связана с тем жизненным опытом, с тем прошлым, из которого он вышел суровым и целеустремленным человеком (служил в германскую войну, затем в гражданскую, командуя полками и дивизиями, «служил, учась и читая лекции в академии».)

Даже несправедливый арест перед самой войной и отречение сына не сломили и не ожесточили его. Именно благодаря таким людям, как Серпилин, русский народ одержал победу в страшной, кровопролитной войне.

В 1960-е годы громко заявила о себе так называемая «вторая волнах военной прозы (по-другому ее называют «прозой лейтенантов». Это связано с приходом в литературу людей, которые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим духовным рубежом стала правда о культе личности.

Поколение «второй волны» представлено такими писателями, как В. Астафьев «Звездопад», «Пастух и пастушка»), А. Адамович («Сыновья уходят в бой» ), Г. Бакланов («Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»), Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» , «Последние залпы», В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться и др.), Воробьев ( «Убиты под Москвой»), Е. Носов («Усвятские шлемоносцы»).

Особенностью творчества этих писателей является то, что в центре повествования был не панорамный показ военных событий, а переживания одного героя; показ одного дня, рассказ о бое одной батареи, взвода. Поэтому излюбленными жанрами этих писателей стали повести и рассказы, малые жанры.

Эти писатели раскрыли анатомию. войны, показав ее в мельчайших подробностях, что дало возможность увидеть конкретный живой образ человека на войне. В «лейтенантской прозе впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора.

Ведь перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, по остаться в живых, или решиться на смерть, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно.

Так в повести В. Быкова «Сотников» партизаны Сотников и Рыбак показаны в пограничной ситуации: либо выжить ценой предательства, либо умереть с достоинством. При этом следует отметить, что перед нами обычные люди, и только экстремальная ситуация заставляет проявиться или не проявиться их духовности.

Крепкий, сильный, здоровый Рыбак оказывается духовно слабее своего товарища, ради спасения собственной жизни он выбирает предательство. Сотников же погибает от рук врага. Подвиг в его произведениях многообразен: он не только в бою, в сражении, но и в умении сопротивляться «грозной силе обстоятельств».

Батальная, масштабная проза представлена в творчестве А. Ананьева «Танки идут ромбом», Ю. Бондарева «Горячий снег», П. Проскурина «Исход». В романе «Танки идут ромбом» А. Ананьев пытался найти такую точку, создать «впечатление одновременности самых разных событий, происходящих на разных участках, и даже на разных континентах земли, в один день, в одно и то же время» . Два дня Курского сражения стали временем, в котором соединились прошлое и настоящее.

К середине 1970-х годов литература о войне вышла на новый, философский уровень осмысления: исторических событий: военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия. Ведущими стали темы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора.

Развивается и героическо-романтическое направление в военной прозе в творчестве таких писателей, как В. Закруткин («Матерь человеческая»), Б. Васильев «А зори здесь тихие», Г. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»), В. Распутин «Живи и помни») и др.

В повести В. 3акруткина «Матерь человеческая» показана судьба простой русской женщины, колхозницы, доярки. Горе, которое переживает Мария, огромно: на ее глазах погибла вся семья, сожжена фашистами родная деревня.

Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради этой не рожденной пока жизни, ради погибших односельчан продолжает Мария жить и работать (одна на сожженном хуторе в течение восьми месяцев), становясь матерью всего живого, что сохранилось на земле.

Ужасу, смерти, войне противопоставлена сила материнства, и образ героини вырастает до общечеловеческого символа Матери Человеческой, «нашей нетленной русской веры, нашей надежды, вечной нашей любви». Почти библейский пафос сотворения жизни из мрака военной ночи, разрушения и хаоса рождается эпическими обстоятельствами борьбы слабой женщины с грозным враждебным миром. Мария нашла в себе мужество выжить, остаться человеком, не ожесточиться, не одичать.

Таким образом, осмысление литературой Отечественной войны, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем.

Одной из важнейших особенностей литературы о Великой Отечественной Войне является усиление документального публицистического начала. Это объясняется интересом читателя к объективным источникам информации, к подлинным историческим фактам, к незаслуженно забытым именам и событиям.

Помимо публикации военных мемуаров таких полководцев, как Жуков, Василевский, Мерецков, печатается и документальная проза С. Смирнова «Брестская крепость», А. Адамовича «Я из огненной деревни», А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга»), С. Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели».

Во всех этих произведениях велика роль автора, который не просто фиксирует факты, но и показывает трагические реальные судьбы людей в трагических испытаниях войны.

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте литературный процесс конца 1940-х — начала 1950-х годов.

Каково влияние «оттепели» на культурный и литературный процессы?

Назовите основные тематические направления в литературе 1950-70-х годов.

Какие тенденции свойственны поэзии 1950-70-х годов? Проанализируйте одно из стихотворений Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Рубцова и др. (на выбор).

Как осмысливается опыт Великой Отечественной войны в творчестве писателей 1950-80-х годов?

Расскажите об одном из произведений о Великой Отечественной войне (на выбор).

Какие новые проблемы затрагивают в произведениях о Великой Отечественной войне авторы?

Укажите жанровый состав произведений о Великой Отечественной войне. Приведите примеры.

0 / 5. 0

.