0
(0)

Многие современники давали рассказам А.П.Чехова противоречивую оценку. Они видели в А.П.Чехове то продолжателя традиций реализма, то предтечу русского модернизма. Писатель стремится выявить в реальной действительности то, что наполняет человеческую жизнь смыслом, поднимает проблему духовных исканий личности.

Главными героями и основными идейными противниками в рассказе А.П.Чехова «Дуэль» являются чиновник Лаевский и зоолог фон Корен. Их стойкая взаимная неприязнь в конечном счете при водит к поединку — дуэли. О причинах обоюдной антипатии размышляет В начале рассказа фон Корен. Он чувствует в Лаевском необыкновенную лживость и распущенность.
Лаевский же рекомендует своего бывшего приятеля как натуру твердую, сильную, деспотическую. Себя же Лаевский в разговоре с доктором Самойленко харатерезует как пустого, ничтожного, падшего человека, который жизнь до сих пор покупал ценою лжи, праздности и малодушия.  Фон Корен — сторонник теории Дарвина, он является противником всего , что может вредить людям или угрожаеть им опасностью в настоящем и будущем. ОН предлагает физически уничтожать нравственно и физически ненормальных. Доктор Саойленко так оценивает позиции фон Корена : «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию … » Он же не принимает в Лаевском то, что тот много пьет,презорает службу, играет в карты, живет не по средствам.  Именно Самойленко и есть тот герой, который является носителем искомой «общеей идеи»
Этот добрый и великодушный человек достает для Лаевского деньги, хотя прекрасно понимает, что тот убегает от ответственности за судьбу Надежды Федоровны.В своем внутреннем монологе по-своему объяснит, почему «в поисках за правдой- люди делают  «два шага вперед, шаг назад»: их постоянно тормозят страдания, ошибки и скука жизни.
отсутствие «общей идеи» не просто заводит человека в нравственный тупик, но и убивает в  нем живую личность.

В рассказе «Попрыгунья» цель жизни Ольги Ивановны Дымовой состоит в неустанном стремлении «знакомиться и коротко сходиться с знаменитыми людьми». В число последних попадали все те, кому довелось прославиться хоть немножко и заставить о себе говорить. Ольга Ивановна боготворит знаменитых людей, гордится знакомством с ними. Эта неутолимая «жажда» бросает ее в объятия художника Рябовского, с которым она и отправляется на волжские «этюды». Их недолгая связь вскоре прерывается, и Ольга Ивановна возвращается к мужу, который все прекрасно понимает, но ни словом не упрекает свою жену. Сама она и не думает оправдываться и везде повторяет слова, так понравившиеся ей: «Этот человек гнетет меня своим великодушием». Лишь болезнь Дымова, ценой жизни спасавшего маленького мальчика, и его смерть открывают Ольге Ивановне глаза на этого человека. Талантливейший врач, прекрасный ученый, замечательный человек, он и был единственно достойным поклонения, но Ольга Ивановна слишком поздно понимает, что «прозевала»его и никогда он не услышит от нее слов о том, что он «редкий, необыкновенный, великий человек» и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх».

В рассказе «Душечка», анализируя отношение к любви Оленьки Племянниковой, героини рассказа «Душечка», несложно сделать вывод о том, что и брак с антрепренером Кукиным, и семейная жизнь с управляющим лесным складом Пустоваловым, и близкие отношения с ветеринарным врачом Смирниным были для нее способом заполнения внутренней пустоты. Ей, в сущности, и не важно, кто рядом с ней, а важно, чтобы он имел хоть какое-то «мнение», которое так удобно разделять.  Может быть, именно поэтому вслед за сыном Смирнина она впервые за долгие годы с уверенностью повторяет, что островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водой. Вряд ли она способна в любви отдавать себя, скорее, можно говорить об имитации этого чувства.

В рассказе «Палата N 6» доктора Рагина, получившего назначение в городскую больницу случай при водит его в отделение для душевнобольных. Он проявляет живой интерес к душевнобольному Громову. Громов заинтересовывает его лишь как человек, с которым можно поговорить и который умеет рассуждать. В глазах же своих приятелей и сослуживцев Рагин сам предстает сумашедшим. Рагин объявляется сумасшедшим лишь потому, что нарушил общепринятые нормы поведения. Оставленный в палате среди душевнобольных, думает: «Все равно … Все равно, что фрак, что мундир, что этот халат», — и лишь по прошествии часа пытается выяснить «недоразумение». Избитый сторожем Никитой, он впервые в жизни понимает, какую «страшную», «невыносимую» боль испытывали находившиеся в этой палате люди, и совесть, заставляет его похолодеть от затылка до пят. Герой вырываются за пределы жизненного круговорота, для Рагина все прекращается и наступает «вечное забытьё».

0 / 5. 0

.