Рецензия на сборник «Миргород»

В состав сборника, вышедшего из печати в 1835 году под общим  заглавием «Миргород», вошли четыре произведения: «Старосветские  помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Общий их тон и содержание  характеризуются преобладанием бытового элемента и грустным настроением. Вместе с тем, резче выступает и мистицизм автора, который в «Вие» доходит уже до очень значительных размеров. В этом сборнике  отсутствует веселый, добродушный смех, светлый юмор и юный задор, а вместо них появляется смех сквозь горькие слезы, который в некоторых  произведениях немножко уменьшается, но тогда усиливается мистическое настроение, в других, напротив, занимает главное место.

«Тарас Бульба» и «Вий» принадлежат к числу тех, где разыгрывается религиозный мистицизм автора. В «Старосветских помещиках» и  «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» преобладает бытовой элемент и явственно звучит смех сквозь слезы при виде мелочности и пошлости окружающей жизни, духовного убожества и даже духовной нищеты окружающих людей. Характерную черту первой группы составляет исторический элемент, второй — быт, и здесь чувствуются уже горькие нотки разочарования и горького смеха. Совершив летом 1832 года поездку домой в Малороссию, Гоголь был поражен разницей, какую он заметил в ее обитателях и их жизни сравнительно с тем, как все это представлялось ему  раньше из далекого Петербурга. Прежде все представлялось ему дома  иным, более светлым и симпатичным; теперь он видел в жизни родного общества ту же тину и пошлость, какую видел и в Петербурге и вообще во всей почти русской жизни тридцатых годов XIX столетия. У Гоголя появилось некоторое разочарование и вместе с ним грустное настроение. Прежний добродушный и веселый юмор сменился горьким сознанием, что все на свете ничтожно и пусто и вызвал у Гоголя горькую усмешку. Все это и отразилось в творчестве Гоголя  за промежуток времени от поездки его до выхода в свет «Миргорода».  В это время в Гоголе впервые проявилась та характерная способность, о которой он сам в начале 7 -ой главы «Мертвых душ» заметил,  что она дает ему возможность, «вызывать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».

Print Friendly
Print Friendly
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2016 Инфошкола