0
(0)

В состав сборника, вышедшего из печати в 1835 году под общим  заглавием «Миргород», вошли четыре произведения: «Старосветские  помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Общий их тон и содержание  характеризуются преобладанием бытового элемента и грустным настроением. Вместе с тем, резче выступает и мистицизм автора, который в «Вие» доходит уже до очень значительных размеров. В этом сборнике  отсутствует веселый, добродушный смех, светлый юмор и юный задор, а вместо них появляется смех сквозь горькие слезы, который в некоторых  произведениях немножко уменьшается, но тогда усиливается мистическое настроение, в других, напротив, занимает главное место.

«Тарас Бульба» и «Вий» принадлежат к числу тех, где разыгрывается религиозный мистицизм автора. В «Старосветских помещиках» и  «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» преобладает бытовой элемент и явственно звучит смех сквозь слезы при виде мелочности и пошлости окружающей жизни, духовного убожества и даже духовной нищеты окружающих людей. Характерную черту первой группы составляет исторический элемент, второй — быт, и здесь чувствуются уже горькие нотки разочарования и горького смеха. Совершив летом 1832 года поездку домой в Малороссию, Гоголь был поражен разницей, какую он заметил в ее обитателях и их жизни сравнительно с тем, как все это представлялось ему  раньше из далекого Петербурга. Прежде все представлялось ему дома  иным, более светлым и симпатичным; теперь он видел в жизни родного общества ту же тину и пошлость, какую видел и в Петербурге и вообще во всей почти русской жизни тридцатых годов XIX столетия. У Гоголя появилось некоторое разочарование и вместе с ним грустное настроение. Прежний добродушный и веселый юмор сменился горьким сознанием, что все на свете ничтожно и пусто и вызвал у Гоголя горькую усмешку. Все это и отразилось в творчестве Гоголя  за промежуток времени от поездки его до выхода в свет «Миргорода».  В это время в Гоголе впервые проявилась та характерная способность, о которой он сам в начале 7 -ой главы «Мертвых душ» заметил,  что она дает ему возможность, «вызывать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».

0 / 5. 0

.