3.4
(5)

Романтический элемент «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

«Вечера» — яркий образец романтического стиля Гоголя. А. М. Горький подметил, что «во всех рассказах Рудого Панька и во многих других, Гоголь — романтик и, вероятно, потому романтик, что устал наблюдать «томительно бедную жизнь «мертвых душ».

Романтизм Гоголя прогрессивный. Он утверждал гуманистические идеалы, мечту о свободной, не стесненной оковами феодально-крепостнического государства жизни народа. Свободолюбие и народолюбие
не трудно проследить в утверждающем (т. е. романтическом) начале гоголевского творчества. Не случайно в «Вечерах» не обнаруживается крепостного права и крепостников. Не потому, что писатель забыл о их
существовании. Он знал, что они существуют и прекрасно понимал, что это они уродуют здоровую естественную жизнь обитателей чудесных украинских хуторов, которых он воспел в идиллиях «Вечеров».

Но в этих светлых рассказах-сказках Гоголь поставил себе целью создать картины нормальной, здоровой жизни народа, свободного от социального гнета. И гоголевский хутор, населенный такими прекрасными людьми, смеющимися парубками и девушками, распевающими чудесные песни, добродушными стариками и т. д., есть мечта гуманиста о торжестве добрых начал в жизни народа.

В «Вечерах» нельзя искать реалистическое изображение социального положения трудового народа той эпохи. Писатель рассказывает не о реальной жизни недалекого исторического прошлого Украины (2-я половина 18 в.). Такой привольной, счастливой и радостной жизни народа в прошлом не было. И Гоголь, серьезно изучавший историю Украины, хорошо это знал. «Вечера» — это светлые сказки, в которых автор создал образ желаемого общественного порядка, предполагающего освобождение народа от социального гнета современного крепостнически-бюрократического строя, это та норма социального бытия народа, о которой мечтал писатель. Эта норма предполагала полный расцвет духовных и физических сил человека.

Романтизм Гоголя нельзя отождествлять с революционным романтизмом, например, Лермонтова. Если романтики декабристского толка в своем большинстве выражали протест личности против мира всепоглощающего зла и пошлости, если личность эта противопоставлялась обществу, пусть даже в ее революционном протесте против черных сил реакции, то в романтических произведениях Гоголя эта противопоставляющая себя обществу личность отсутствует. Вместо нее выступает народ, общественные идеалы которого и утверждает писатель.  Это было новым качеством Гоголя-романтика, выгодно отличавшим его от других романтиков 2D-ЗО-х годов прошлого века.

Огромное влияние на «Вечера» оказала романтическая поэзия, проводником которой В 20-е годы XIX века служили, главным образом, русские журналы «Московский Телеграф», «Московский Вестник», «Вестник Европы». Еще на школьной скамье в Нежине Гоголь вместе со своими товарищами выписывал эти журналы для товарищеской библиотеки.

Другим проводником увлечения романтизмом был преподаватель немецкой словесности Зингер, незаурядный человек, прекрасно образованный, хорошо знавший свое дело. Он много содействовал любви своих учеников, в том числе и Гоголя, к произведениям романтической поэзии, особенно немецкой.

Увлечение Гоголя романтическими произведениями было тем сильнее, что к этому была подготовлена почва впечатлениями детства. Сюда надо отнести, прежде всего, влияние матери, глубоко религиозной женщины, склонной ко всему таинственному, мистическому, а также народно-поэтических сказаний фантастического
характера, которыми так богата Малороссия.

Нет поэтому ничего удивительного, что романтизм нашел себе в Гоголе большого поклонника, и что его первые повести носят на себе заметный отпечаток как общего духа этого литературного направления, так и влияния отдельных писателей и произведений этой школы.

Характеризуя действующих лиц «Вечеров», как характеры, созданные под влиянием романтической музы, следует отметить, что положительные типы здесь преобладают над отрицательными. Симпатичные качества довольно равномерно распределены между обоими полами. Молодая женщина выступает в лице Параски (Сорочинская ярмарка), Пидорки (Вечер накануне Ивана Купапа), Ганы (Майская ночь), Оксаны (Ночь перед Рождеством), Катерины (Страшная месть).

Все это разновидности одного и того же типа. Эти героини отличаются красотой, непосредственностью, нежностью сердца, способностью свободно и горячо любить. Вообще, это натуры в высшей степени поэтические. Подобные же качества присущи и мужской молодежи — парубкам, молодым казакам. Таковы Грицько (Сорочинская ярмарка), Петро (Вечер накануне Ивана Купала), Левко (Майская ночь) и др. Кроме того, парубки отличаются еще некоторыми другими качествами, свидетельствующими о широте натуры: любят повеселиться, погулять, выпить при случае в хорошей компании. Последняя черта характера сближает мужскую молодежь с героями более пожилого возраста. Повеселиться и развернуться вширь любят и немолодой Черевик с кумом, и запорожец (Пропавшая грамота), и дед (Заколдованное место) и др.

Это, однако, не мрачное пьянство с целью «одурманиться»; это — стремление расширить сферу душевных переживаний, к чему так стремятся всегда романтические герои. Таким образом, большинство героев
повестей — люди, живущие широкой, полной чувств, жизнью.

3.4 / 5. 5

.