0
(0)

Наиболее полному и всестороннему выявлению характера главного героя и выяснению его взаимоотношений с социальной средой. Выяснению его общественной роли в исторической перспективе содействовало не только мастерство композиции образа, но и мастерство композиции романа в целом, но и воплощение  принципа лаконизма в сочетании с простотой и целеустремленностью. Каждая глава (за исключением двух первых, имеющих экспозиционное значение) или непосредственно показывает Рудина, обнаруживая те или другие его стороны во взаимоотношении с другими действующими лицами, или передает, как в его отсутствие эти лица судят о нем, переживают свое общение с ним. Каждая сцена имеет, прежде всего, назначение с новой стороны «повернуты) образ Рудина перед читателем, но в основном это делается не при помощи детальных описаний, а в непосредственном показе взаимодействия героя с окружающими людьми и через многочисленные оценки его, вложенные в уста различных персонажей В результате характер Рудина раскрывается во всей сложности и  противоречиях.

Вначале Рудин выступает как личность, неизмеримо возвышающаяся над обычной дворянской средой, но это еще не является всей правдой о нем; затем внимание концентрируется на противоположных, отрицательных его качествах, — этим обогащается представление о герое, но на какой-то период слабые стороны заслоняют собой все положительное; и, наконец, в эпилоге характер Рудина осмысливается в единстве противоположностей, в его целостности, и знание о нем достигает наибольшей истинности. Хотя все сцены и подчинены, в основном, задаче уяснения характера Рудина, но одновременно они рисуют и второстепенные персонажи.

Второстепенная сюжетная пиния (отношения Лежнева и Липиной) художественно полно Тургеневым не развивается, так как она, опять-таки, не имеет самостоятельного значения. Ее роль, главным образом, сводится к тому, чтобы параллельным сопоставлением судьбы Лежнева и Рудина ильнее оттенить, что все жизненные блага составляют удел именно Лежневых, а не Рудиных; последние остаются нищими и одинокими. Немалую роль в  композиции романа играет пейзаж, хотя пейзажных картин в нем немного. Служа могучим средством психологического анализа и придавая лирическую настроенность повествованию, они углубляют идейное содержание романа.

0 / 5. 0

.