0
(0)

Герой романа дан не только на фоне социальной среды, но и в активном взаимодействии с ней. Среда, окружающая Рудина, дворянская, но она неоднородна. В основном в романе представлено две ее прослойки: с одной стороны, изображается знать и люди, льнувшие к этой знати. Это Дарья Михайловна Ласунская, богатая барыня, вдова тайного советника; Пандалевский, молодой человек, живущий у Дарьи Михайловны на неопределенном положении нахлебника или приемыша, развлекающий ее и выполняющий всевозможные поручения; Пигасов, небогатый помещик, всю жизнь старавшийся пробиться в верхи общества и, не успев в этом, озлобившийся; его язвительные речи нередко потешают Ласунскую. Вторая группа персонажей представляет среднепоместный культурный слой дворянства. Это Волынцев, его сестра Липина и близкий его товарищ — соседний помещик Лежнев. Степень общего развития, глубина умственных интересов различна у каждого из этих людей, но всех их объединяет общность морального облика. Они люди простые, гуманные, с чувством человеческого достоинства, ни в ком не заискивающие. Особое место в этой группе лиц занимают Наталья Ласунская и учитель-разночинец Басистов. Авторское отношение к двум названным дворянским кругам различное. Дарья Михайловна и лица, с нею связанные, описываются с явной или скрытой иронией, переходящей, в иных случаях, в прямую сатиру. Создавая образы этого ряда, Тургенев применяет в основном один и тот же композиционный прием: знакомство с героем начинается через небольшую, но содержательную авторскую характеристику, включающую описание портрета, некоторые факты биографии, указания на основные черты характера, а затем через речь и поведение героя развивается то, что было сказано о нем в авторской характеристике.

Внутренний мир этих героев ограничен, поэтому нет необходимости обращаться к углубленному психологическому анализу. Главное, что разоблачается в рассматриваемых персонажах, — это неестественность, стремление играть роль, при крыть определенной маской свое духовное убожество и нравственную нечистоплотность. Рисуя этот круг лиц, Тургенев создает ряд разнообразных типов, но все-таки они не представляют для писателя самостоятельного интереса. Главная задача — дать глубже образ Рудина, показав его во взаимоотношении с этими персонажами. В своей основе эти взаимоотношения выступают как антагонистические, так как все направление Рудина по своему духу чуждо Дарье Михайловне и ее кругу. Дарья Михайловна сначала проявляет интерес к Рудину и даже окружает его поклонением, но, по существу, Рудин является для нее очередным развлечением. «Она гордилась своей находкой и уже заранее думала о том, как она выведет Рудина в свет», — пишет Тургенев. Когда же Дарье Михайловне донесли, что Рудин назначил ее дочери свидание, то сразу

сказалась истинная ее натура, проявилась ее «светская спесь». Бедного и нечиновного Рудина, дерзнувшего посчитать себя равным ей, Ласунская обливает презрением. Гордый в своем человеческом достоинстве Рудин не ожидает, чтобы ему прямо отказали от дома. Он находит благовидный предлог и уезжает. История взаимоотношений Рудина и Дарьи Михайловны Ласунской художественно наглядно показывает, почему многочисленные сближения Рудина с богатыми и влиятельными людьми всегда кончались разрывом. Рудин мог беспечно пользоваться даровым хлебом, но в нем не было угодничества, приспособленчества, низменной расчетливости, и если оскорбляли в нем человека, то он покидал теплый угол. Эти стороны характера Рудина особенно оттеняются параллельным сопоставлением его с Пандалевским. Вначале положение Рудина в доме Ласунской рисуется так, что на первый взгляд в нем много общего с положением Пандалевского. Оба живут у богатой барыни, потому что каждый по-своему развлекает ее. На некоторый период Рудин даже оттесняет Пандалевского на задний план. «Очень ловкий человек!»- делает заключение Пандалевский после первого знакомства с Рудиным. Но если Пандалевский вновь обретает расположение Дарьи Михайловны и упрочивает свое будущее, чем доказывает свою «ловкость», то поведение Рудина, в итоге, именно опровергает взгляд на него какна «ловкого человека». Явный противник Рудина в салоне Ласунской — Пигасов. Пигасов нападает на всякие философские системы, на всякие общие выводы и заявляет, что признает значение лишь практической жизни, значение голых фактов. Однако в сопоставлении с таким «практическим» человеком, как Пигасов, с его бесплодным скептицизмом и критиканством, ярче выступает глубина диалектического мышления Рудина, его исторический оптимизм. В уста Пигасову вложено много реплик, характеризующих Рудина сугубо отрицательно; в своем подавляющем большинстве они не выявляют сути его характера, а лишь указывают на то озлобление, которое вызывает к себе Рудин у людей ограниченных, девизом жизни которых являлся личный успех. Так еще глубже вырисовывается образ Рудина через сопоставление его с реакционной дворянской средой. По-иному изображается среднепоместная дворянская интеллигенция, и по-иному складываются отношения между нею и Рудиным. К этой части дворянства у Тургенева явные симпатии. Хотя она не живет теми возвышенными и абстрактными интересами, в которые погружен Рудин, а занимается хозяйством в своих имениях, но среди нее, по мнению Тургенева, находятся нравственно лучшие люди. Между Рудиным и этой интеллигенцией нет антагонизма, наоборот, есть духовное родство; здесь Рудин, в конце концов, получает окончательное признание и наиболее объективную оценку.

0 / 5. 0

.