0
(0)

На описываемом уроке учащимся предстоит понять, почему писатель приводит своего незаурядного героя к смерти.

Для этого необходимо выяснить, какими знаниями о Базарове учащиеся располагают и как они сами понимают, почему история героя романа заканчивается его смертью. Узнать это помогает комплекс вопросов.

Сначала был задан вопрос, побуждающий учащихся сравнить Базарова в начале и конце романа: «Каким вам видится Базаров во втором круге путешествий (Марьино, Никольское, деревенька Базаровых) по сравнению с тем, каким он был в первом круге своих странствий?»

Приведём ответы учеников.

Вика Р.:

— Базаров очень изменился. В нём нет уже той уверенности в себе, которая была присуща ему во время первого посещения Марьина.

Катя К.:

— И не только в Марьине. Он и у Одинцовой ведёт себя по-другому. В нём совсем нет того налёта цинизма, который сквозил раньше в общении с людьми.

Никита Б.:

— Это был не цинизм, а маска человека, который считал себя выше проявлений всякого романтизма. Слово «романтизм» вообще раньше было для него ругательным.

Лариса Я.:

— Мне кажется, он и в общении с родителями стал мягче. Больше стал общаться с отцом, хотя бы на профессиональные темы.

Наиль К.:

— Родители не видят в нём перемен, но мы, зная всю предысторию, понимаем, что он подавлен, разочарован. Отвечая на следующий вопрос «Чем вызваны перемены в герое?», учащиеся сошлись во мнении, что во всём виновато безответное чувство к Одинцовой.

Антон П.:

— Базаров впервые в жизни пережил большое настоящее чувство и столь же большое разочарование.

Коля Б.:

— Базаров не считал себя романтиком, а сам так глупо влюбился. Когда я начал читать роман, то подумал, что он до конца с Павлом Петровичем спорить будет, а тут нигилист превращается в романтика.

Катя К.:

— Он потерпел фиаско в любви. Считал себя выше человеческих слабостей, любовь в его понимании до встречи с Одинцовой — это бредни, выдумки романтиков, и вдруг сам испытал всю гамму любовных переживаний и осознаёт невозможность быть рядом с любимым человеком. Это для Базарова необычно и больно.

Никита Б.:

— Странно видеть Базарова таким. Он проявил слабость, не сдержав своих чувств к Одинцовой. А женщины слабости не прощают. Если бы он не поддался на её женские провокации, может быть, она сама бы его полюбила.

Лариса Я.:

— Вряд ли. Для неё в жизни главное- комфорт и покой, А с Базаровым его не дождёшься. Пришёл бы в себя и снова бы всё отрицать начал. И любовь в том числе. Прежде чем был задан вопрос, напрямую связанный с новой темой, учащимся было предложено познакомиться с позицией современного исследователя Дарьи Менделеевой, которая в статье «Последний романтик, или Тайна Евгения Б.», опубликованной в журнале «Литература», предлагает своё объяснение причины смерти Базарова:

«Помнится, ещё в школьные годы у меня возникло смутное подозрение, что нелепая неожиданная смерть героя в финале романа на самом деле — результат
самоубийства. То, что человек, добрые пол-книги занятый препарированием разных тварей, может так примитивно порезаться при вскрытии, пускай даже чужим тупым ланцетом, казалось столь же невероятным, как и само внезапное намерение уездного врача вскрывать заведомо опасный труп, не имея под рукой даже элементарного ляписа (который между тем моментально нашёлся даже в арсенале добрейшего Василия Ивановича, который незадолго перед тем жаловался на неудобство жизни в столь «уединённых краях»).

С течением времени подозрения эти сменились твёрдой уверенностью, прочно опирающейся на текст романа, а заодно стало ясно и то, что трагический уход Базарова из жизни в определённой степени связан и с его чувством к Одинцовой [Менделеева Д. Последний романтик, или Тайна Евгения Б. / / Литература. — 2002. — N2 зо. — С. 2-4].

Задаём вопрос:
— В какой мере, по вашему мнению, такая трактовка причины смерти Базарова соответствует авторскому видению? Неожиданное объяснение причин смерти Базарова провоцирует оживление дискуссии.

НаильК.:

— Совершенно не согласен с Дарьей Менделеевой. Не мог такой человек, как Базаров, уйти из жизни умышленно. Какой же это тогда революционер?

Вика Р.:

— Да, это же не Катерина из «Грозы». Совсем другой характер, к тому же он врач и не верит в загробную жизнь.

Настя К.:

— Вот именно потому, что он врач, он не мог не понимать опасности заражения трупным ядом. Почему такое легкомыслие? Почему он не принял мер предосторожности?
Я согласна с этой трактовкой.

Маша О.:

— А я считаю, что Тургенев никогда не привёл бы своего героя к самоубийству. Он сам стал уважать своего героя-нигилиста в конце романа, а такая трактовка вызывает жалость к Базарову, но не уважение.

Завязавшаяся полемика свидетельствует о том, что учащиеся знают содержание романа, умеют характеризовать главного героя, однако заданный вопрос вызывает затруднение у учащихся. Смерть Базарова в основном воспринимается на эмоциональном и бытовом уровне. Старшеклассникам не в полной мере ясны причины, по которым автор приводит героя к смерти, не понятен символический её смысл, при этом возникает интерес к решению возникшей проблемной ситуации и появляется понимание, в каком направлении следует работать на уроке.

После обсуждения был принят рабочий вариант формулировки цели: проанализировав содержание романа, выяснить, каковы причины и смысл смерти Базарова в изображении И.С.Тургенева.

Было определено, что для достижения поставленной цели необходимо глубже разобраться в изменениях взглядов Базарова на протяжении развития сюжета романа, осмыслить эпизоды, изображающие героя перед лицом смерти, и эпилог.

Обращаясь к содержанию романа, старшеклассники высказали и аргументировали суждение о том, что в конце повествования писатель изображает Базарова одиноким, у него нет последователей: Кукшина и Ситников только окарикатуривают нигилистические идеи. Происходит разрыв с Аркадием, который только подделывается под Базарова, по сути, оставаясь «мякеньким, либеральным баричем».

Неразделённая любовь окончательно разрушает героя и при водит его к тому перелому, который произойдёт с ним после расставания с Одинцовой. Взгляды Базарова не выдержали проверку жизнью. Он, отрицавший всякую романтику, оказался в плену романтического чувства.

Побеждает та таинственная сила, которую не признавал до встречи с Одинцовой Базаров: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» И вдруг Базаров понимает, что жизнь не может быть сведена к физиологии, осознаёт романтика в самом себе, не находит силы бороться с нахлынувшим на него чувством.

Именно любовь становится причиной изменений, происшедших с героем: «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушённое Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило.

Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или, как он выражался, романтическом называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни … » Герой теряет былую самоуверенность, становится мрачным, угрюмым, при этом не теряет своего человеческого достоинства и после неудачного объяснения с Одинцовой, не желая довольствоваться только жалостью любимой женщины (человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не
принимал), сразу покидаете её, чтобы вернуться в привычную ему среду.

С этого момента Базаров задумывается о вечных вопросах бытия, о жизни и смерти. Он понимает, что на эти вопросы невозможно найти ответы в естественных науках.

Занимаясь самоанализом, начинает сомневаться в идеях, в которые так свято верил. Всё, что он отрицал: природа, поэзия, любовь, — одерживает победу. Проникнуты скепсисом его слова о русском народе и о своей судьбе: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет … да и на что
мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Базаров тоскует, не может найти своего места в жизни: «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях».

Подводя итог размышлениям, учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что болезнь и смерть Базарова воспринимаются как совпадение трагической случайности и духовного кризиса, переживаемого героем.

Поведение Базарова перед смертью становится предметом подробного рассмотрения. Определяя значение эпизода «Смерть Базарова», учащиеся отмечают, что это один из самых значимых эпизодов в романе. Он раскрывает героя с новой стороны. Базаров больше не проповедник идей нигилизма, а живой, тонко чувствующий человек, способный на проявление нежности и не стесняющийся этого. Это мужественный человек, вызывающий уважение.

Особое внимание обращается на одну из последних фраз Базарова: «Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен … » По мнению учащихся, эта фраза помогает понять, почему Тургенев приводит полного сил героя к смерти, так и не позволив ему ничего совершить. России вреден нигилизм, не нужны разрушители. Писатель не видел перспективы деятельности Базарова как революционера и обрёк своего героя на смерть.

По своим человеческим качествам Базаров оказывается выше, чем исповедуемая им теория, смерть его вызывает сострадание и сожаление. Роман заканчивается описанием картины тихого сельского кладбища и могилы Базарова, на которую «одни птицы садятся» и «поют на заре». Торжествуют силы природы, которые сильнее всяких теорий. Природа продолжает торжествовать в мире и после смерти героя, попытавшегося противиться законам …

Завершается урок осмыслением полученных результатов читательской деятельности. Учащимся были предложены вопросы и задания, позволяющие выяснить продвижение учащихся в осмыслении проблемной ситуации:

— Сопоставьте ваше первоначальное понимание причин смерти Базарова с тем, которое сформировалось в процессе интерпретации романа. Произошли ли изменения? Ответ прокомментируйте.

Люда Б.:

— У меня сначала вызвала неприятие трактовка смерти Базарова, предложенная Менделеевой. Я читала статью Писарева и его позиция мне ближе и понятнее. Но
процессе разговора я задумалась, так всё просто в тургеневском замысле. Хотя не хотелось бы верить, что такой человек как Базаров, может так быстро сломаться. Но я поняла, что нельзя однобоко судить о художественном произведении.

Иван П:

— В начале обсуждения вопроса у меня не было ясного представления о причина: смерти Базарова. Предлагались противоречивые точки зрения, но затем последующее толкование текста помогло мне глубже понять автора, выяснить и причины смерти героя, и её символический смысл в романе.

Многие учащиеся отметили, что по мере погружения в содержание романа менялось их отношение к Базарову и в целом к самому роману.

Андрей Ж. :

— Отношение к Базарову изменилось в процессе интерпретации образа от полного неприятия до уважения к сильной незаурядной личности.

Катя К.:

— Вообще изменилось восприятие романа Тургенева. Сначала он показался скучным, а затем, по мере изучения, читать становилось всё интереснее, образ главного героя стал ближе и понятнее, я плакала, прочитав последние страницы.

Проведение уроков литературы по определённой схеме (создание проблемной ситуации, выяснение затруднения, которое испытывают учащиеся в её разрешении, формулирование цели деятельности на уроке, достижение которой позволит устранить возникшее затруднение; планирование деятельности и работа
по плану на достижение цели; анализ результатов деятельности) позволяет добиться ожидаемого результата — освоения учащимися всех компонентов читательской деятельности в их взаимосвязи.

Старшеклассники ставятся в условия, когда им надо определить цели своей деятельности, совершить ряд действий по её достижению, осознать и оценить результаты работы.

По нашему мнению, определённая алгоритмизация читательской деятельности
не искажает её гуманитарной сущности: предметом познания становится текст, порождение смыслов осуществляется в процессе диалога читателя-школьника с текстом, процесс понимания художественного произведения не сведён только к аналитической деятельности, важно найти личностный смысл прочитанного, испытать и осмыслить эмоции, вызванные им.

0 / 5. 0

.